Природа возникновения коммуникационного процесса

Начало изучению коммуникации положила психология масс и прежде всего Габриель Тард. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти [26;34].

Основатель кибернетики Норберт Винер, в своей первой книге отождествил понятия «коммуникация» и «управление», так как передача сообщений равнозначна управлению поведением и действиями каких-либо устройств, машин, организмов, а в более широком смысле - управлению функционированием систем.

Неразрывную связь коммуникации и власти признают и современные исследователи. В этом отношении показательно название работы Р. Блакара «Язык как инструмент социальной власти». Но коммуникация - это не только язык, не только вербальное взаимодействие. Г. Тард, Г. Лебон и 3. Фрейд отмечали особую роль невербальных средств коммуникации - взгляда, мимики, жестов, поз, телодвижений и т. п., ведь говоря о подражании (Тард), заражении (Лебон) и трансу (Фрейд) психология масс прежде всего имела в виду невербальное взаимодействие.

Тард вполне логично полагал, что изначальной формой коммуникации является разговор.

Разговор стал одним из самых актуальных предметов исследования современных психологии и социологии, вызывая по многим причинам повышенный интерес ученых. В данной главе мы обсудим некоторые теоретические аспекты этой темы.

Современная теория коммуникации разрабатывается как философией, так и самыми различными науками - от социальных до технических, компьютерных дисциплин. Ее проблемная область включает в себя предельно широкий спектр явлений - от внутриличностных коммуникативных процессов (внутренний диалог в сознании индивида) до крупномасштабных коммуникативных процессов в социо-культурных системах и даже в мировом сообществе в целом, где используются научно-технические достижения и задействованы средства массовой коммуникации, включая глобальные компьютерные сети.

Традиционной областью исследования социальной психологии считается межличностная коммуникация.

В самом общем виде за коммуникацией признаются три группы функций:

1. информационно-коммуникативные;

2. регуляционно-коммуникативные;

3. аффективно-коммуникативные [24;157].


Юханнсон И. Особое детство
Книга основана на воспоминаниях Ирис Юханнсон ( в детстве она страдала аутизмом) ее отца. Описание событий имеет как бы 2 стороны : как окружающие воспринимали Ирис и пытались интерпритировать ее поведение в той или иной ситуации, и как она сама воспринимала эту же ситуацию, что в ней для девочки было существенно. Первая часть строится ...

Особенности когнитивного развития в раннем детстве
Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и с ...

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно из принципиальных положений работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам. Во-первых, по уровню развития игровых действий ребен ...