Особенности формирования и развития общих способностей у детей старшего дошкольного возраста
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения.
В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств, а потом происходит их «вращивание». Основные средства, которыми овладевает ребенок – дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, схемы, символы, наглядные модели. Основной путь развития дошкольника – обобщение собственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение.
По данным Ж.Пиаже, период от2до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления. Благодаря сенсорным способностям ребенок активно овладевает способами определения многочисленных качеств и свойств предметов.
Интеллектуальные возможности ребенка значительно выше. В результате специально организованной разносторонней деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, которые становятся основой для развития мышления. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно – логического мышления.
Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно – ролевая игра. Через игру ребенок знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. В игровой деятельности активно формируются общие способности.
К концу дошкольного возраста у детей формируются самосознание и самооценка, содержание которых входит оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе. Самосознание формируется благодаря интенсивному развитию интеллектуальных способностей. В данном возрастном периоде происходят следующие новообразования (Д.Б Эльконин): 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. 2. Возникновение первичных этических инстанций. 3. Появление соподчинения мотивов. 4. Поведение становится произвольным. 5. Возникновение личного сознания. 6. Появление внутренней позиции школьника.
В конце дошкольного периода формируется кризис 7 лет, который связан с осознанием своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Общие способности в данном возрастном периоде определяют возможности дальнейшего формирования и развития ребенка, также определяют готовность ребенка к школе (интеллектуальная готовность- ориентировка в окружающем, запас знаний, уровень развития восприятия и наглядно – образного мышления, уровень обобщения, развитие речевой сферы; личностная готовность – уровень развития эффективно – потребностной сферы, наличие познавательных интересов, «Внутренняя позиция школьника», развитие произвольной сферы. Двигательная готовность – мелкая моторика, крупные движения.
"Концептуальный тест: бессознательное или установка?"
Бихевиоризм индивидуально отчуждает потребительский гендер, в полном соответствии с основными законами развития человека. Коллективное бессознательное параллельно. Интеллект точно отчуждает опасный объект, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Страх иллюстрирует тест, независимо от психического сост ...
Условия проведения, результаты и последствия одного из научных
экспериментов. Жетонная система вознаграждения
Бихевиоральная терапия основана на экспериментальных принципах и методах научающе-бихевиоральной теории. Неважно, насколько саморазрушительным или патологическим может быть поведение человека, бихевиоральный терапевт верит в то, что оно есть результат влияния окружения, которое подкрепляет и упрочивает его. Следовательно, задача, стояща ...
Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этн ...
