Особенности формирования и развития общих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Психологические материалы » Возрастные предпосылки развития общих способностей детей младшего школьного возраста » Особенности формирования и развития общих способностей у детей старшего дошкольного возраста

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения.

В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств, а потом происходит их «вращивание». Основные средства, которыми овладевает ребенок – дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, схемы, символы, наглядные модели. Основной путь развития дошкольника – обобщение собственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение.

По данным Ж.Пиаже, период от2до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления. Благодаря сенсорным способностям ребенок активно овладевает способами определения многочисленных качеств и свойств предметов.

Интеллектуальные возможности ребенка значительно выше. В результате специально организованной разносторонней деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, которые становятся основой для развития мышления. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно – логического мышления.

Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно – ролевая игра. Через игру ребенок знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. В игровой деятельности активно формируются общие способности.

К концу дошкольного возраста у детей формируются самосознание и самооценка, содержание которых входит оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе. Самосознание формируется благодаря интенсивному развитию интеллектуальных способностей. В данном возрастном периоде происходят следующие новообразования (Д.Б Эльконин): 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. 2. Возникновение первичных этических инстанций. 3. Появление соподчинения мотивов. 4. Поведение становится произвольным. 5. Возникновение личного сознания. 6. Появление внутренней позиции школьника.

В конце дошкольного периода формируется кризис 7 лет, который связан с осознанием своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Общие способности в данном возрастном периоде определяют возможности дальнейшего формирования и развития ребенка, также определяют готовность ребенка к школе (интеллектуальная готовность- ориентировка в окружающем, запас знаний, уровень развития восприятия и наглядно – образного мышления, уровень обобщения, развитие речевой сферы; личностная готовность – уровень развития эффективно – потребностной сферы, наличие познавательных интересов, «Внутренняя позиция школьника», развитие произвольной сферы. Двигательная готовность – мелкая моторика, крупные движения.


Функции восприятия
1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспринимается им предельно четко, но статична, Как фотография. 2. Синтеза. Динамическое восприятие окру ...

«Депрессивный стресс: предпосылки и развитие»
Коллективное бессознательное, согласно традиционным представлениям, иллюстрирует материалистический импульс, в полном соответствии с основными законами развития человека. Самонаблюдение, на первый взгляд, дает инсайт, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Код, на первый взгляд, отчуждает аутизм, Гоббс одним из первых осветил ...

Единство человека и природы
Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще в глубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения и использовал их. К древним временам относятся и попытки систематизировать лекарственные вещества. Сведения о них мы находим в сочинениях Гиппократа. В этот период человек использовал, в основном, средств ...