Заключение

Полученные экспериментальные данные первого этапа исследования подтверждают гипотезу 1 о том, что дети-сироты из интерната, в отличие от своих сверстников, проживающих в семьях, имеют неадекватную самооценку и высокий уровень притязаний, что приводит к дальнейшим трудностям в общении.

В результате проведенного на втором этапе сравнительного изучения особенностей развития самопринятия у детей в условиях психической депривации и детей из семьи, сделаны следующие выводы:

■ Самопринятие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, значительно ниже самопринятия детей, воспитывающихся в семье.

В условиях детского дома самопринятие тесно связано с наличием эмоциональной включенности в контакты со значимыми людьми. Существует связь между развитием самопринятия и процессами переработки психотравмирующего опыта. Остро переживаемое чувство горя утраты семьи (родителей) затрудняет возможность установления близких отношений с другими людьми (блокирует процесс идентификации), что, в свою очередь, препятствует развитию позитивного самопринятия.

То есть мы видим полное подтверждение гипотезы номер 3 с оговоркой, что последствия психотравмирующих обстоятельств в жизни детей нуждаются в коррекции.

■ Результаты исследования демонстрируют, что развитие самопринятия «обычных» и «одаренных» детей из семьи протекает без принципиальных различий. В то же время развивающие условия в системе детских домов служат основой для изменения типичного личностного развития. Отмечается, что самопринятие воспитанников детского дома, развивающих свои способности в области искусств, значительно выше самопринятия воспитанников неспециализированных детских домов. Сравнение самопринятия аналогичных подгрупп детей из семьи не выявляет подобной закономерности. Более высокие показатели самопринятия воспитанников детского дома, развивающих свои способности, связаны с их ростом в условиях менее выраженной психической депривации. То есть здесь очевидно доказательство второй гипотезы: условия воспитания детей оказывают существенное влияние на уровень их личностного развития.

На основании выполненного исследования можно представить положения, которые могут быть использованы как рекомендации

специалистам и администрации детских учреждений закрытого типа:

1.Оказание содействия в восстановлении или установлении связей воспитанников детских домов с родственниками, опекунами, другими значимыми для ребенка лицами является одной из важнейших задач педагогического процесса в детском учреждении закрытого типа.

2.Социализация воспитанников детского дома обеспечивается значительным уровнем сформированности социальных навыков. Формирование социальных навыков происходит при одновременном снижении психической депривации в широком смысле — культурной и социальной депривации. Планирование формирования социальных навыков у воспитанников детского дома есть одна из главных задач педагогического процесса.

3. При подборе педагогических кадров одним из главных критериев должно быть умение обеспечить глубокий эмоциональный контакт, т.е. особое внимание должно уделяться личностным качествам педагога. В случаях, когда у ребенка нет ни родственников, ни опекунов, отношениями с которыми ребенок бы дорожил, возможен поиск «условного» опекуна из числа сотрудников детского дома. Необходимо в детском учреждении закрытого типа проводить работу с состоянием острого горя вновь прибывших воспитанников детского дома (индивидуально, по показаниям), а также работу с различными отклонениями в поведении у детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами.


Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспита ...

Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.
Понятие конфликта. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. История человеческой цивилизации насыщена разного рода кон­фл ...

Контрольное тестирование
1. Предмет юридической психологии: А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека; Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом; В - пограничные психические расстройства личности; 2. К задачам юридической психологии относятся: А - синтез п ...