Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста
Страница 1

Психологические материалы » Возрастные предпосылки развития общих способностей детей младшего школьного возраста » Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становиться стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьной возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений

со взрослым. Если у дошкольника существовали 2 сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый», «ребенок – дети», то теперь в системе отношений произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок – родитель», «ребенок – учитель».

Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает доля него как стессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается на физическом здоровье и поведении.

Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношения к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности.

В данном возрастном периоде ведущей деятельностью является учебная. Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать, поэтому активно включаются общие способности, которые способствуют эффективности процесса учебной деятельности.

Изменяется не только социальная ситуация, но и появляются совершенно другие новообразования. К ним относятся память, восприятие, воля, мышление.

Память – в этом возрасте имеет ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механичекская память, более востребованная. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от примитивных

( повторение, длительное рассмотрение) до группировки и осмысления.

Восприятие – происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцированно, поэтому ребенок путает буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, т.к. учение всегда требует внутренней дисциплинированности. Начинает развиваться способность к самоорганизации. Ребенок начинает осваивать приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка.

Мышление. Основной вид мышления в данном возрасте – наглядно – образное, поскольку обучение идет только на основе принципа наглядности.

В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – умственная позиция обусловленная отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.

В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов. Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике.

Страницы: 1 2


Фрейд как основатель ложной теории и практики
Наверное, трудно найти в сфере психологии более скандальную и резонансную теорию, чем психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Она довольно быстро вышла за рамки собственно науки, оказав огромное влияние на культуру и искусство ХХ века. Фрейда сразу записали в свои «крестные отцы» художники-сюрреалисты, Джим Моррисон из рок-группы DOO ...

Выводы
В процессе выполнения контрольной работы мы на практическом примере ознакомились с методиками проведения судебно-психологической экспертизы. Методик при современном развитии технических средств существует огромное количество – поэтому для выбора определенной методики нужно руководствоваться определенными правилами и направлениями. В раб ...

Особенности развития Я-концепции в младенчестве
Ж. Пиаже сделал вывод о том, что мышление ребенка формируется прежде, чем становится речевым. Он выделил операции как определенные логически выстроенные структуры мышления. Их преобразование и развитие составляют содержание интеллектуального развития детей. Ж. Пиаже ввел такое понятие, как «схемы» – способы адаптации человека к окружающ ...