Характеристика эмоций, психических состояний
Страница 2

Психологические материалы » Психология личности и деятельности юриста » Характеристика эмоций, психических состояний

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. Самая актуальная информация знакомства без регистрации с телефонами с фото у нас.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

В повседневной жизни эмоции и чувства своевременно сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствуют о происходящих в его организме процессах, изменениях. Иногда эмоция выступает в качестве признака какого-либо заболевания, которое она сопровождает. Эмоции, чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей. "Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь "розовые очки". Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект "суженного" зрения). У разгневанного человека появляются лишь "сердитые мысли"[9].

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности.

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Такое психическое состояние может переживать, например, подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувство вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопровождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности причастности его к совершенному преступлению.

Состояние повышенной тревожности, неопределенности отрицательно влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, лишает подозреваемого возможности обдуманно противодействовать усилиям следователя. Именно на это рассчитывал известный персонаж романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" следователь Порфирий Петрович, умышленно оставлявший в этом состоянии Раскольникова, не желая его, как он говорил, "психологически определять и успокаивать".

О переживании человеком сильных эмоциональных состояний свидетельствуют различные изменения в деятельности его нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомоторика. Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влияющей на функционирование внутренних органов, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ритм дыхания, интенсивность потоотделения и т.д.

Экспрессивная сторона эмоциональных состояний нередко бывает наполнена смысловым содержанием, что выражается в различных формах общения людей. Например, следователю приходится сталкиваться с таким довольно распространенным явлением, когда некоторые заподозренные лица умышленно, чтобы не проявить свою заинтересованность в деле, вызвать к себе жалость, убедить в своей непричастности к преступлению, скрывают подлинные переживания, симулируют эмоции и чувства, которых у них нет, с помощью мимики, жестов и т.п.

Страницы: 1 2 


Образ мира – фундаментальное условие психической жизни субъекта
Однако многими исследователями предлагается более широкое понимание образа мира; его представленность на всех уровнях психической организации человека. Так, В.В. Петухов выделяет в образе мира базовые, «ядерные» структуры, отражающие глубинные связи человека и мира, не зависящие от рефлексии, и «поверхностные», связанные с осознанным, ц ...

Формирование характера
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствую ...

Становление понятия деятельности в истории научной школы Л.С. Выготского.
1. Прежде всего следует иметь в виду, что Л.С. Выготского отличало четкое марксистское историко-социологическое понимание деятельности и ее роли в общественно-историческом развитии человека. Это понимание сложилось у него еще до разработки культурно-исторической теории и выразилось, в частности, в его подходе к социогенезу психических ф ...