Характеристика эмоций, психических состояний
Страница 2

Психологические материалы » Психология личности и деятельности юриста » Характеристика эмоций, психических состояний

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. Самая актуальная информация знакомства без регистрации с телефонами с фото у нас.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

В повседневной жизни эмоции и чувства своевременно сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствуют о происходящих в его организме процессах, изменениях. Иногда эмоция выступает в качестве признака какого-либо заболевания, которое она сопровождает. Эмоции, чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей. "Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь "розовые очки". Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект "суженного" зрения). У разгневанного человека появляются лишь "сердитые мысли"[9].

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности.

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Такое психическое состояние может переживать, например, подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувство вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопровождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности причастности его к совершенному преступлению.

Состояние повышенной тревожности, неопределенности отрицательно влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, лишает подозреваемого возможности обдуманно противодействовать усилиям следователя. Именно на это рассчитывал известный персонаж романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" следователь Порфирий Петрович, умышленно оставлявший в этом состоянии Раскольникова, не желая его, как он говорил, "психологически определять и успокаивать".

О переживании человеком сильных эмоциональных состояний свидетельствуют различные изменения в деятельности его нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомоторика. Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влияющей на функционирование внутренних органов, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ритм дыхания, интенсивность потоотделения и т.д.

Экспрессивная сторона эмоциональных состояний нередко бывает наполнена смысловым содержанием, что выражается в различных формах общения людей. Например, следователю приходится сталкиваться с таким довольно распространенным явлением, когда некоторые заподозренные лица умышленно, чтобы не проявить свою заинтересованность в деле, вызвать к себе жалость, убедить в своей непричастности к преступлению, скрывают подлинные переживания, симулируют эмоции и чувства, которых у них нет, с помощью мимики, жестов и т.п.

Страницы: 1 2 


«Ролевой бихевиоризм глазами современников»
Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что мышление осознаёт гендер, хотя этот факт нуждается в дальнейшей проверке наблюдением. Сознание вызывает психоанализ, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя . Психоанализ, по определению, просветляет групповой аутизм, как и ...

Основные психические новообразования дошкольного возраста
Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста : 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые уклад ...

Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика
От автора: “Мне бы хотелось поделиться своими знаниями по проблеме, опытом работы с аутичными детьми, один из которых мой сын. Я надеюсь, что, получив эту информацию, многие специалисты посмотрят на этих детей другими глазами и изменят свое отношение к ним. Я надеюсь, что это поможет признать аутизм и понять проблемы и нужды аутичных де ...