[an error occurred while processing the directive]

Характеристика эмоций, психических состояний
Страница 1

Психологические материалы » Психология личности и деятельности юриста » Характеристика эмоций, психических состояний

Установление истины по уголовным делам, разрешение гражданско-правовых споров в суде нередко сопровождаются различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера. Как вернуть автомобиль в салон до суда?

Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, при назначении наказания, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, совершившего преступление, во многом объясняющей причины его противоправного поведения.

При разрешении гражданско-правовых споров в ряде случаев следует также оценивать влияние различных эмоциональных состояний на поведение сторон в некоторых конфликтных ситуациях.

Все это, безусловно, требует понимания данного класса психических явлений, профессионально грамотной их оценки юристами при изучении поведения субъектов различных правоотношений, учета этих психических состояний в коммуникативных процессах с различными участниками процесса.

К наиболее простой форме рассматриваемых эмоциональных проявлений психики относятся эмоции (в буквальном переводе с латинского emoveo - потрясаю, волную).

Эмоция - это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных, переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему[6]. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям[7]. Причем на возникновение эмоций существенное влияние оказывают необычность, новизна этих ситуаций. Поэтому любая новая, личностно значимая для субъекта ситуация нередко приобретает для него в той или иной мере эмоционально окрашенный тон.

Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Появлению эмоций также могут способствовать избыточная нереализованная мотивация субъекта, недостаток информации о каких-то значимых для него явлениях. Выходя из-под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье. Иногда эмоциональные реакции носят довольно неопределенный, "диффузный" характер, смешиваясь, частично изменяясь, вследствие чего возникают новые эмоциональные состояния[8].

В результате этого человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных не только удовлетворением физиологически важных для него потребностей, но и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения.

Доминирование в мотивационной сфере личности подобных эмоций по-разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учетом, разумеется, и других факторов, вероятность совершения насильственных действий.

Более емким и в большей степени социально, интеллектуально насыщенным проявлением психики по сравнению с эмоциями являются чувства, которые так же как и эмоции, представляют собой одну из форм психического отражения действительности, выражающую отношение человека к окружающему миру. Однако если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувствах патриотизма, любви, сострадания, нравственного долга и т.д.

Воспитание чувств является важной задачей в формировании личности современного человека.

Страницы: 1 2


Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста
определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точк ...

Психологическая характеристика деятельности. Общие понятия деятельности и ее психологической структуре.
В современном обществе возросла роль психологических значений, раскрывающих особенности деятельности человека. Сложилась даже специальная отрасль психологических значений – «психология труда» (психология трудовой деятельности). В рамках этой научной дисциплины изучаются общие вопросы трудовой деятельности человека, зависимость результат ...

Понятие личности и ее психологическая структура.
Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого рода, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип в последующем его ин ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]