Эмоциональное и волевое регулирование поведения и деятельности человека. Характеристика эмоций и чувств, как форм отражения действительности и регуляций поведения и деятельности человека.
Эмоциональная сфера человека включает в себя самые различные эмоциональные проявления, начиная с эмоциональной реакции и кончая эмоциональными преобразованиями личности.
В современной науке эмоциональную сферу человека принято рассматривать в 3х аспектах:
- процессуальном
- профессиональном
-содержательном
- функциональном
Когда говорят об эмоциональной сфере со стороны ее процесса, то говорят об эмоциях, под которыми понимают непосредственное переживание человеком своего отношения к окружающему миру, ко всему тому, что он познает, делает, о чем думает. Эмоции всегда ситуативны, имеют яркую внешнюю выраженность, связаны с вегетативными процессами человека (органическими). Как правило, их возникновение и протекание связано с удовлетворением простейших потребностей человека. Механизмом эмоции обладают не только люди, но и животные. Когда говорят об эмоциональной сфере с содержательной стороны, то пользуются термином – чувства человека, под которым понимают закрепившееся при помощи 2й сигнальной системы (слов, понятий). Устойчивое эмоциональное отношение человека к кому-либо или к чему-либо. Чувства формируются прижизненно и они могут существовать в актуальном и потенциальном состояниях. Когда чувства актуализируются, они проявляются в виде определенной эмоции. Эмоции радости может быть вызвана многими чувствами.
Чувства обслуживают в основном высшие потребности человека и потому их подразделяют на следующие группы:
А) морально-политические чувства
Б) нравственные чувства (отношение к морали общества)
В) эстетические чувства
Г) интеллектуальные чувства (познавательная деятельность человека)
Д) практические чувства (практическая деятельность человека)
Е) религиозные чувства (та или иная религия)
С функциональной стороны, эмоции чувства характеризуются тем, что они выполняют в нашей жизнедеятельности ряд важных функций:
1. сигнальная (оценка ситуации)
2. регулятивная (восприятие времени)
3. личностная
4. мотивационная (побудитель деятельности)
5. коммуникативная (установление контакта)
6. побуждающая (побуждение деятельности)
Для эмоций и чувств, как форм отражений действительности характерны следующие особенности:
1) большое многообразие их
2) они полярны
3) пластичны (способность быстро переходить от одного к другому чувству)
4) амбивалентны (в одно время несколько чувств)
5) субъективность отражения реальности
6) эмоции и чувства тесно связаны с органическими процессами и потому имеют яркую внешнюю выраженность, что позволяет нам читать чувства .
Индивидуальные особенности эмоциональной сферы деятельности человека характеризуются их продолжительностью, интенсивностью, устойчивостью, управляемостью и действенностью.
В зависимости от степени эмоциональной возбудимости, впечатлительности и устойчивости различают:
- эмоциональные натуры
- сентиментальные
- страстные
- холодные натуры
Понятие памяти
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный сл ...
Методические рекомендации по профилактике алкоголизации и курения родителям
И алкоголизм, и курение – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей – медицинской и социальной, и в первую очередь, семейной.
Просвещение в алкогольных вопросах средствами устной пропаганды, печати, радио и телевидения. Кажется, не ...
Особенности конструктивного мышления старших
дошкольников
Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей., т.е. (из математики) умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчле ...