Психологическая характеристика деятельности. Общие понятия деятельности и ее психологической структуре.
Страница 1

Психологические материалы » Психология и Педагогика » Психологическая характеристика деятельности. Общие понятия деятельности и ее психологической структуре.

В современном обществе возросла роль психологических значений, раскрывающих особенности деятельности человека. Сложилась даже специальная отрасль психологических значений – «психология труда» (психология трудовой деятельности). В рамках этой научной дисциплины изучаются общие вопросы трудовой деятельности человека, зависимость результатов труда от человеческого фактора, от организации рабочих мест и от управления человеческими ресурсами.

Признание психологией особой роли деятельности в судьбах людей выразилась в формировании принципа единства сознания и деятельности и в утверждении 2 научных концепций:

1) личностно-социальнодеятельностная концепция формирования личности (на формирование личности влияет среда, деятельность и сама личность).

2) Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе и т.д. (ставя перед собой задачи, эффективность возрастает).

Деятельность – это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направляемая на познание и преобразования внешнего мира и самого человека.

В течение всей жизни, каждый из нас осваивает и выполняет разнообразные, сменяющие и дополняющие, наслаивающие один на другой виды деятельности. Анализируя каждый из них, ученые пришли к выводу, что:

1. возможна достаточно широкая классификация видов деятельности.

2. некоторые из видов деятельности имеют особые значения для людей определенного возраста, для развития их психики. Такие виды деятельности получили название ведущих видов деятельности.

3. Любая деятельность имеет определенную структуру, содержательная наполненность которых отличает одну деятельность от другой.

По целям, деятельность подразделяется на:

- игровую

- учебную

- трудовую (профессиональную)

По предметному содержанию:

- материальную

- духовную

По соотношению интеллектуальных и физических способностей человека деятельность подразделяется:

- интеллектуальную (умственную)

- физическую

По степени кооперации (объединение усилия людей), деятельность:

- индивидуальная

- групповая

- коллективная

В любом обществе деятельность носит общественный характер.

По преобладанию элементов руководства и подчинения, деятельность подразделяется:

- управленческую

- исполнительную

По степени общественной значимости:

- общественно-полезную (значимую)

- антиобщественную (противоправную) деятельность

По оригинальности результатов труда:

- репродуктивную

- творческую

Ведущими видами деятельности в дошкольном периоде является игра, в школьном и студенческом периодах – учение, в период зрелой личности – профессиональный труд.

Элементы труда

Виды

деятельности

Игровой

Познавательный

Общение

Труд

1.Игра

1

3

2

4

2. Учение

3 - 4

1

2

4 - 3

3.Профессиональный

труд

4

3

2

1

Общение включает в себя все элементы (игры, познавания, труда). Через всю жизнедеятельность все элементы проходят от сознания до смерти.

Какова же психологическая структура любой деятельности?

Если исходить из того, что деятельность – есть произвольная, побуждаемая системой потребностей и мотивов, активность человека, направленная на достижение определенными средствами и способами целей, то в деятельности можем выделить следующие ее структурные компоненты:

1) цель деятельности – это то, ради чего человек предпринимает определенные усилия или это идеальное представление будущего результата деятельности.

2) Мотивы деятельности – это внутреннее побуждение к активности, реализующее соответствующие потребности человека.

3) Средства деятельности – это то, пользуясь чем можно добиться определенного результата. Некоторое следствие деятельности носит предметный характер или психологический характер. Основным психологическим средством деятельности является речь.

Страницы: 1 2


Особенности формирования ценностных ориентаций
Ценностные основы начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте. Определим сначала их содержание. Ценности обычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут, как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет, т.е. как нечто, ценное ...

Методы и приемы психологического воздействия на личность интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности. Психология опроса
В оперативно-розыскной деятельности опрос занимает более четверти рабочего времени оперативного сотрудника [35, c. 89]. Опрос является и наиболее психологизированным действием, связанным с личностными особенностями опрашиваемого и опрашивающего, с психическим взаимодействием между, ними. Знание закономерностей отражения интересующего с ...

Исследование восприятия положения предмета в пространстве
Для этой цели может быть использовано довольно много приемов. Например, испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением какой-либо .геометрической фигуры или рисунок. Затем на таком же листе бумаги испытуемый должен с возможно большей точностью указать, где и как был расположен предъявлявшийся рисунок или фигура. Если предъявленных ...