Психологическая характеристика деятельности. Общие понятия деятельности и
ее психологической структуре.Страница 1
В современном обществе возросла роль психологических значений, раскрывающих особенности деятельности человека. Сложилась даже специальная отрасль психологических значений – «психология труда» (психология трудовой деятельности). В рамках этой научной дисциплины изучаются общие вопросы трудовой деятельности человека, зависимость результатов труда от человеческого фактора, от организации рабочих мест и от управления человеческими ресурсами.
Признание психологией особой роли деятельности в судьбах людей выразилась в формировании принципа единства сознания и деятельности и в утверждении 2 научных концепций:
1) личностно-социальнодеятельностная концепция формирования личности (на формирование личности влияет среда, деятельность и сама личность).
2) Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе и т.д. (ставя перед собой задачи, эффективность возрастает).
Деятельность – это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направляемая на познание и преобразования внешнего мира и самого человека.
В течение всей жизни, каждый из нас осваивает и выполняет разнообразные, сменяющие и дополняющие, наслаивающие один на другой виды деятельности. Анализируя каждый из них, ученые пришли к выводу, что:
1. возможна достаточно широкая классификация видов деятельности.
2. некоторые из видов деятельности имеют особые значения для людей определенного возраста, для развития их психики. Такие виды деятельности получили название ведущих видов деятельности.
3. Любая деятельность имеет определенную структуру, содержательная наполненность которых отличает одну деятельность от другой.
По целям, деятельность подразделяется на:
- игровую
- учебную
- трудовую (профессиональную)
По предметному содержанию:
- материальную
- духовную
По соотношению интеллектуальных и физических способностей человека деятельность подразделяется:
- интеллектуальную (умственную)
- физическую
По степени кооперации (объединение усилия людей), деятельность:
- индивидуальная
- групповая
- коллективная
В любом обществе деятельность носит общественный характер.
По преобладанию элементов руководства и подчинения, деятельность подразделяется:
- управленческую
- исполнительную
По степени общественной значимости:
- общественно-полезную (значимую)
- антиобщественную (противоправную) деятельность
По оригинальности результатов труда:
- репродуктивную
- творческую
Ведущими видами деятельности в дошкольном периоде является игра, в школьном и студенческом периодах – учение, в период зрелой личности – профессиональный труд.
Элементы труда Виды деятельности |
Игровой |
Познавательный |
Общение |
Труд |
1.Игра |
1 |
3 |
2 |
4 |
2. Учение |
3 - 4 |
1 |
2 |
4 - 3 |
3.Профессиональный труд |
4 |
3 |
2 |
1 |
Общение включает в себя все элементы (игры, познавания, труда). Через всю жизнедеятельность все элементы проходят от сознания до смерти.
Какова же психологическая структура любой деятельности?
Если исходить из того, что деятельность – есть произвольная, побуждаемая системой потребностей и мотивов, активность человека, направленная на достижение определенными средствами и способами целей, то в деятельности можем выделить следующие ее структурные компоненты:
1) цель деятельности – это то, ради чего человек предпринимает определенные усилия или это идеальное представление будущего результата деятельности.
2) Мотивы деятельности – это внутреннее побуждение к активности, реализующее соответствующие потребности человека.
3) Средства деятельности – это то, пользуясь чем можно добиться определенного результата. Некоторое следствие деятельности носит предметный характер или психологический характер. Основным психологическим средством деятельности является речь.
Психологическая помощь детям с церебральным параличом. Логопедическая
работа с детьми с детским церебральным параличом
Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно–логопедической направленности, но и психолого педагогической направленности.
Основные принципы диагностики: комплексное изучение ребенка с участием разных ...
Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детенышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения.
Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражите ...
Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения
Одной из важных характеристик учебной деятельности является мотивация. Она влияет не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. «Мотивация учения складывается их ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потр ...