Биологические факторы употребления психоактивных веществ

Психологические материалы » Аспекты и факторы злоупотребления психоактивными веществами » Биологические факторы употребления психоактивных веществ

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) постоянно растет, и уже превратилось из феномена в эпидемию. Большинство подростков прибегают к употреблению многих ПАВ. От 70 до 98% подростков, поступающих на лечение, являются полинаркоманами.

В поведении с употреблением ПАВ можно выделить инициацию, злоупотребление и развитие зависимости. Начало употребления не всегда ведет к зависимости. Тем не менее факторы риска и защиты такого поведения сходны как в отношении инициации потребления, так и зависимости. Условно их можно разделить по следующим группам: биологические, индивидуальные, семейные (внутрисемейная среда), внесемейные (школа, сверстники) факторы. Рассмотрим подробно биологические факторы.

В эту группу включают в себя генетические и другие физические особенности индивидов, которые вносят свой вклад в злоупотребление ПАВ, часто с последующим развитием зависимости от ПАВ [4].

Важная роль генетического предрасположения к развитию зависимости от ПАВ доказана многочисленными исследованиями, проведенными генеалогическим, близнецовым методами и изучением приемных детей с их биологическими и приемными родителями, а также изучением моделей зависимости на животных. Подробно эта литература проанализирована в обзорах. Общий вывод этих исследований: в разнообразие по подверженности развитию зависимости от ПАВ генетические факторы вносят существенный вклад. Наличие биологического родственника, больного зависимостью от ПАВ, является важным фактором риска развития аналогичного заболевания для других членов семьи. Чем больше больных зависимостью родственников в одной семье (плотность зависимости), тем выше риск для здоровых родственников.

Специфичности генетического предрасположения по виду ПАВ, т.е. предрасположения к алкоголизму или наркомании, не обнаружено. Различные виды зависимости встречаются как в одной и той же семье, так и у одного и того же индивида на протяжении жизни. Поэтому можно говорить, что алкоголизм родителя - это важный фактор риска наркомании сына или дочери. Биологический риск для потомков повышен при заболевании как отца, так и матери. По некоторым данным, больная мать обусловливает риск несколько больший для дочерей, чем для сыновей. Считают, что генетические факторы, взятые вместе, могут объяснять 60% разнообразия риска расстройств, вызванных алкоголем. Остальные 40% отводят социо-культурным влияниям и другим жизненным событиям [4].

Предрасполагающие к развитию зависимости гены еще предстоит идентифицировать. В этом отношении генами-кандидатами являются аллели DRD2 (ген дофаминового рецептора). В качестве гена-протектора (фактор защиты) установлен ген, ответственный за более высокий уровень первого продукта расщепления алкоголя - ацетальдегида. Соответствующие энзимы являются вариантами алкоголь-дегидрогеназы и альдегид-дегидрогеназы. Защитные генетические варианты энзимов встречаются только у народов Азии японцев, китайцев, корейцев. В европейской популяции эти гены-протекторы не обнаружены.

К биологическим факторам риска относят также низкоамплитудную волну РЗОО вызванных потенциалов и низкие уровни серотонина в спинно-мозговой жидкости.

Результаты многочисленных исследований позволяют сделать заключение, что влияние алкоголя и наркотиков на нейрохимические процессы мозга являются основой развития синдрома зависимости. При этом следует отметить, что массивное воздействие наркотических препаратов приводит к дисфункции почти всех нейрохимических систем мозга, однако далеко не все из этих нарушений имеют связь с развитием синдрома зависимости [4].


Уровни толерантности
В философии выделяют пять уровней толерантности: цивилизационный, межгосударственный, этнический, социальный и индивидуальный [89]. Толерантность цивилизационная подразумевает ненасилие в контактах различных культурных миров (цивилизаций). Поэтому цивилизационное измерение толерантности, в качестве наиболее общего уровня ее существовани ...

Специфика применения основных методов в возрастной психологии
Изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные ...

Заключение.
Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Осведомлённость и понимание качеств, функций и типов характера и темперамента, так же может быть использовано для самоусовершенствов ...