[an error occurred while processing the directive]

Вступление

Профессиональная деятельность психолога выдвигает особые условия к личности специалиста, призванного предоставлять психологическую помощь человеку в ситуации "невозможности жить", как говорил Ф. Ю. Василюк. Личность практического психолога выступает эталоном психологического здоровья и комфорта и является, по словам Р. Мея, основным инструментом, орудием его работы. Таким образом, серьезной задачей системы профессиональной подготовки практических психологов может быть содействие их личностному развитию, культивирование потребности в постоянном самосовершенствовании, которое невозможно без самопознания. Благодаря активности самопознания личность перестает быть продуктом внешних обстоятельств, приобретает способность к самосознанию, самоактуализации. Адекватная самооценка и высокий уровень рефлексивных способностей, непротиворечивая Я-концепция (обеспеченная за К. Роджерсом, представлениями о собственных характеристиках и способностях, представлениями о себе относительно других людей и окружающих, ценностями и идеалами) обуславливают высокий уровень мотивации личностного и профессионального возрастания, постоянное расширение жизненного пространства. Вместе с тем профессиональное сознание психолога выступает как открытая система, которая находится в постоянном взаимодействии с другими, система интерсубъектная по своей природе (М. Мамардашвили). Это требует от специалиста специальных умений сохранения собственного психического гомеостаза, выдержки и терпения, поэтому будущие практические психологи должны владеть хотя бы простейшими методами и приемами саморегуляции, отбор и использование которых должен базироваться тоже на знаниях про собственные личностные характеристики. Самопознание - неотъемлемый компонент психической жизни личности, которая оказывает содействие ее полноценному "функционированию": форма сознания, которое предусматривает активность и самостоятельность личности как субъекта своей жизнедеятельности. Процесс самопознания - это кропотливая работа, которая требует от субъекта значительных усилий, беспрерывной работы над собою, поскольку самопознание взаимодействует с психическими образованиями, качествами, свойствами, которые или оказывают содействие его развертыванию, или тормозят. Необходимым условием развития личности обнаруживается его постоянное пребывание в "состоянии самопознания", развитие рефлексивных способностей.

Одной из актуальных проблем современной психологии является раскрытие потенциальных возможностей эмоциональной сферы человека в управлении его деятельностью. Одним из главных направлений практической психологии второй половины ХХ столетие стало изучение содержания практической деятельности людей и, в частности, неоднозначности влияния эмоций на целесообразность поведения и производительность деятельности человека.

Наиболее активно в последние годы проблема эмоциональной стойкости и ее формирование решаются в авиационной, инженерной психологии, в психологии спорта, в исследованиях закономерностей психологического стресса, при определении критериев профессиональной пригодности.


Принципы и закономерности психического развития в социогенетической теории развития
Созданная Холлом теория рекапитуляции утверждала, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, он ...

Методы и методология исследования
Методология, в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является ...

"Порог взрослой жизни" как социальная ситуация развития в юности
Социальная ситуация развития старшеклассника характеризуется некоторой неопределенностью. Юноша стоит на пороге во взрослую самостоятельную жизнь . Перед ним возникает необходимость самоопределения. Центром социальной ситуации развития является выбор профессии. Поэтому достаточно часто старшеклассники оценивают учебный процесс с точки з ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]