Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов
Страница 2

Психологические материалы » Эмоциональная стойкость студентов-психологов » Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов

Познание искусства вводит человека непосредственно в мир эмоций и переживаний. Чтение литературных произведений, слушание музыки, созерцание живописи, танцы предусматривают эмоциональную включенность [10, с. 76], развитие не только речи, движений, понимания, но и развитие сознания.

Переживание красивых произведений искусства, соотнесение себя с некоторыми компонентами (героями, образами, "голосом" или автором, расположением духа произведения) владеет тем скрытым потенциалом, который в дальнейшем будет оказывать содействие лучшему пониманию, например, определенных жизненных ситуаций или точек зрения других людей.

Говоря о культурном наследии индивида, следует помнить, что оно складывается не только из понятий, убеждений и ценностей или лишь из эмоциональных переживаний [4, с. 114]. Мы воспринимаем собственную культуру как что-то неотъемлемое от нас самых. И пока не сопоставим ее с другой культурой, не можем увидеть ее недостатки. Под влиянием других культур происходит коррекция неразумных действий, ассоциаций, случаев, которые связаны в нашем сознании на иррациональном уровне. Таким образом, мы можем говорить о шаблонности эмоциональной культуры, эмоциональном клише [15, с. 147]. Оно представляет собой стереотипный способ эмоционального реагирования, к определенной мере стереотипный паттерн.

Так же, как мысли, суждение и оценки, эмоции могут быть в определенной мере одинаковыми в разных ситуациях, представлять собой эмоциональное клише, которое установлено и обусловлено культурой, начиная от юнговских архетипов и заканчивая типичными индивидуальными эмоциональными реакциями.

Итак, общекультурные ценности являются определяющими в развития эмоциональной сферы личности. Предложенные в искусстве и детерминированные социальными и этическими нормами, они формируют такие особенности эмоциональной культуры, как эмпатия, экспрессия, эмоциональная сенситивность, саморегуляция, эмоциональная стойкость, гностическая, эстетичная и этическая направленность личности.

По мнению ряда авторов [10, 11, 14] эмоциональная культура определяется умением индивида воспринимать и эмоционально ощущать окружающий мир. Формирование данного умения возможно с помощью процессов эмоциональной регуляции, понимания значения эмоций в человеческой жизни, а также с помощью коррекции алекситимии (умения объяснять свои чувства с помощью слов) и "использование" чувств в процессе наставительно-познавательной деятельности.

В последние годы рассматриваются вопрос активного формирования культуры личности в обучении как неотъемлемый элемент большинства психолого-педагогических тренингов [9, с. 17]. И действительно, необходимо направлять теоретические наработки на более широкое внедрение в практику. Привлекать приобретенный опыт развития эмоциональной культуры в педагогической среде в разнообразнейшие институты человеческого общества, этим самым повышая уровень культуры общества.

Страницы: 1 2 


Мысли и слова больных булимией
Переходя сразу к прямым высказываниям людей уже заболевших булимией необходимо отметить, что некоторые из них имели профессии психологов и психотерапевтов. Возможно, именно поэтому метод самоубеждения был настолько продуктивен для них. Вот слова человека наиболее «приближенного» к булимии, то есть прошедшего и преодолевшего данное забо ...

Неуязвимость
Когда ты всецело себя осознаёшь, ты становишься неуязвимым. Никто не может тебя обидеть. Если он прав – так чего ж тут обижаться, ты знаешь это. А если ты знаешь, что он не прав – тебя это не обижает, ведь ты и так знал это. Если прав отчасти, ты осознаёшь, что правда, что нет. Если бы люди всегда вели себя осознанно, то не было бы ссо ...

Интерес как механизм учебной мотивации
Мотивация- это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развития любознательности. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов для деятельности младшего школьника является интерес, т. е. реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочно ...