Изучение эмоциональной культуры студентов-психологовСтраница 2
Познание искусства вводит человека непосредственно в мир эмоций и переживаний. Чтение литературных произведений, слушание музыки, созерцание живописи, танцы предусматривают эмоциональную включенность [10, с. 76], развитие не только речи, движений, понимания, но и развитие сознания.
Переживание красивых произведений искусства, соотнесение себя с некоторыми компонентами (героями, образами, "голосом" или автором, расположением духа произведения) владеет тем скрытым потенциалом, который в дальнейшем будет оказывать содействие лучшему пониманию, например, определенных жизненных ситуаций или точек зрения других людей.
Говоря о культурном наследии индивида, следует помнить, что оно складывается не только из понятий, убеждений и ценностей или лишь из эмоциональных переживаний [4, с. 114]. Мы воспринимаем собственную культуру как что-то неотъемлемое от нас самых. И пока не сопоставим ее с другой культурой, не можем увидеть ее недостатки. Под влиянием других культур происходит коррекция неразумных действий, ассоциаций, случаев, которые связаны в нашем сознании на иррациональном уровне. Таким образом, мы можем говорить о шаблонности эмоциональной культуры, эмоциональном клише [15, с. 147]. Оно представляет собой стереотипный способ эмоционального реагирования, к определенной мере стереотипный паттерн.
Так же, как мысли, суждение и оценки, эмоции могут быть в определенной мере одинаковыми в разных ситуациях, представлять собой эмоциональное клише, которое установлено и обусловлено культурой, начиная от юнговских архетипов и заканчивая типичными индивидуальными эмоциональными реакциями.
Итак, общекультурные ценности являются определяющими в развития эмоциональной сферы личности. Предложенные в искусстве и детерминированные социальными и этическими нормами, они формируют такие особенности эмоциональной культуры, как эмпатия, экспрессия, эмоциональная сенситивность, саморегуляция, эмоциональная стойкость, гностическая, эстетичная и этическая направленность личности.
По мнению ряда авторов [10, 11, 14] эмоциональная культура определяется умением индивида воспринимать и эмоционально ощущать окружающий мир. Формирование данного умения возможно с помощью процессов эмоциональной регуляции, понимания значения эмоций в человеческой жизни, а также с помощью коррекции алекситимии (умения объяснять свои чувства с помощью слов) и "использование" чувств в процессе наставительно-познавательной деятельности.
В последние годы рассматриваются вопрос активного формирования культуры личности в обучении как неотъемлемый элемент большинства психолого-педагогических тренингов [9, с. 17]. И действительно, необходимо направлять теоретические наработки на более широкое внедрение в практику. Привлекать приобретенный опыт развития эмоциональной культуры в педагогической среде в разнообразнейшие институты человеческого общества, этим самым повышая уровень культуры общества.
Выраженность конфликтности и агрессивности у
мальчиков и девочек
Таблица 2.
группы
физическая
косвенная
Раздражительность
негативизм
обидчивость
подозрительность
вербальная
чувство вины
мальчики
3,9/3,4
2,6/1,4
2,9/2,1
3,6/3,0
2,6/2,5
2,7/2,7
3,5/2,9
2,6/3,7
девочки
3,8/2,7
2,2/2,3
2,8/2,6
2,8/2,9
1,9/2,0
1,6/2,2
3,1/2 ...
Заключение.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьше ...
Общая характеристика психологии развития и возрастной психологии как науки
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения . ...
