Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов
Страница 2

Психологические материалы » Эмоциональная стойкость студентов-психологов » Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов

Познание искусства вводит человека непосредственно в мир эмоций и переживаний. Чтение литературных произведений, слушание музыки, созерцание живописи, танцы предусматривают эмоциональную включенность [10, с. 76], развитие не только речи, движений, понимания, но и развитие сознания.

Переживание красивых произведений искусства, соотнесение себя с некоторыми компонентами (героями, образами, "голосом" или автором, расположением духа произведения) владеет тем скрытым потенциалом, который в дальнейшем будет оказывать содействие лучшему пониманию, например, определенных жизненных ситуаций или точек зрения других людей.

Говоря о культурном наследии индивида, следует помнить, что оно складывается не только из понятий, убеждений и ценностей или лишь из эмоциональных переживаний [4, с. 114]. Мы воспринимаем собственную культуру как что-то неотъемлемое от нас самых. И пока не сопоставим ее с другой культурой, не можем увидеть ее недостатки. Под влиянием других культур происходит коррекция неразумных действий, ассоциаций, случаев, которые связаны в нашем сознании на иррациональном уровне. Таким образом, мы можем говорить о шаблонности эмоциональной культуры, эмоциональном клише [15, с. 147]. Оно представляет собой стереотипный способ эмоционального реагирования, к определенной мере стереотипный паттерн.

Так же, как мысли, суждение и оценки, эмоции могут быть в определенной мере одинаковыми в разных ситуациях, представлять собой эмоциональное клише, которое установлено и обусловлено культурой, начиная от юнговских архетипов и заканчивая типичными индивидуальными эмоциональными реакциями.

Итак, общекультурные ценности являются определяющими в развития эмоциональной сферы личности. Предложенные в искусстве и детерминированные социальными и этическими нормами, они формируют такие особенности эмоциональной культуры, как эмпатия, экспрессия, эмоциональная сенситивность, саморегуляция, эмоциональная стойкость, гностическая, эстетичная и этическая направленность личности.

По мнению ряда авторов [10, 11, 14] эмоциональная культура определяется умением индивида воспринимать и эмоционально ощущать окружающий мир. Формирование данного умения возможно с помощью процессов эмоциональной регуляции, понимания значения эмоций в человеческой жизни, а также с помощью коррекции алекситимии (умения объяснять свои чувства с помощью слов) и "использование" чувств в процессе наставительно-познавательной деятельности.

В последние годы рассматриваются вопрос активного формирования культуры личности в обучении как неотъемлемый элемент большинства психолого-педагогических тренингов [9, с. 17]. И действительно, необходимо направлять теоретические наработки на более широкое внедрение в практику. Привлекать приобретенный опыт развития эмоциональной культуры в педагогической среде в разнообразнейшие институты человеческого общества, этим самым повышая уровень культуры общества.

Страницы: 1 2 


Когнитивное развитие в младенчестве
Теория когнитивного развития оперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве . Швейцарский теоретик-когнитивист Жан Пиаже (1896-1980) был пионером в этой области исследований. С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее ...

Вредные привычки и современные девушки
Женщина и алкоголь – понятия несовместимые. Вы спросите почему? Потому что водка – самый страшный враг семьи, любви и счастья. Пьющая женщина? Это страшно. Она более несдержанна, развязна, чем мужчина, более агрессивна, цинична, распущена. Еще совсем недавно, несколько десятилетий назад, женский алкоголизм представлялся как довольно ре ...

Образ мира как семантическая память
Вопрос о репрезентации человеку мира рассматривался и в исследованиях процессов запоминания и хранения информации, структуры памяти. Так, эпизодической памяти противопоставляется семантическая, понимаемая как некий субъективный тезаурус, которым обладает человек, – организованные знания о вербальных символах, их значениях и отношениях м ...