Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов
Страница 1

Психологические материалы » Эмоциональная стойкость студентов-психологов » Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов

Как известно, формирование эмоций человека - важное условие развития его, как личности. Лишь если они станут предметом стойких эмоциональных отношений человека, его идеалы, обязанности, нормы поведения превратятся в реальные мотивы деятельности.

Поскольку психолог - это человек, прежде всего, высоко просвещенный, интеллектуальный и культурный, то можно говорить о необходимости формирования эмоциональной культуры у людей этой профессии.

Ряд исследований [9, 14, 15] свидетельствуют об отрицательной тенденции относительно эмоциональной культуры молодого поколения на уровне повышенной тревожности, агрессивности, эмоциональной сензитивности, эмпатии. Одной из причин такого положения в обществе является недостаточное внимание к культуре вообще и к эмоциональной культуре в частности.

В современных условиях высшей школы созрела необходимость формирования у будущих психологов такого качества, как толерантность (терпимость в отношениях между людьми, психическая, эмоциональная стойкость в экстремальных ситуациях) так как этого требует действительность.

Поскольку попытки решить этот вопрос в рамках других теорий [15, 17, 18] хотя и заполняли определенным чином образованный вакуум, тем не менее, не охватывали данной проблемы в целом. Нет исследований, в которых бы изучалась эмоциональная культура в процессе подготовки будущих психологов. Нет исследований, которые бы изучали эмоциональную культуру с точки зрения её особенностей, функциональных и структурных компонентов, как необходимого условия профессиональной подготовки личности.

На сегодняшнем этапе модернизации системы образования может обращаться внимание не только на когнитивную и креативную стороны развития личности молодого поколения, но и на развитие его эмоциональной сферы [6, с. 142], которое вдобавок, требует не только правильного формирования, а еще и умелого использования.

Эмоциональная культура психолога – это психологическая ценность его личности. На профессиональные качества психолога существенно влияют индивидуальные характеристики человека (в том числе и эмоциональное состояние), которые могут, как оказывать содействие формированию профессионального мастерства и творческого подхода к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению [10, с. 34] (чрезмерная эмоциональность). Эмоции включены в все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Довольно важным является вопрос о соотношении у человека эмоций и мышления [1, с. 142]. Благодаря мышлению, человек может сознательно оценивать тот или другое влияние на организм, понимать изменения во внешней среде, их значение для своего существования.

В современной научной литературе общекультурные ценности рассматриваются как одно из важнейших условий психологического развития индивида [4, с. 68]. Как уже упоминалось, факторы, которые являются основными в системе эмоциональной культуры психолога, это, во-первых, эмоциональная регуляция, которая предусматривает адекватное эмоциональное реагирование равное экспрессивности; во-вторых, эмоционально-гуманистическая направленность личности, которая обнаруживается в эмпатии; в-третьих, эмоционально - антиципирующие способности личности; в-четвертых, эмоционально-познавательная активность. Развивая их, личность может достичь значительного результата в своем психофизиологическом развитии, а вместе с тем, и в общепсихологическом аспекте развития.

Психолог, наделенный умением не только прекрасно знать материал и уметь применять его на практике, понимать себя и действовать "не против своей воли", конечно, способен на большее, чем тот, который зациклен на внешней или внутренней своей жизни или деятельности.

Итак, проанализировав работы многих психологов [2, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 16, 17, 18] по данной теме, можно определить направления, на которые следует сосредоточить внимание, развивая эмоциональную культуру студента - психолога.

Во-первых, необходимо увеличение уровня общей образованности будущего психолога в процессе наставительно-познавательной деятельности; во-вторых, необходимо обязательное эстетичное влияние искусства; в-третьих, развитие эмоциональной сенситивности, эмпатии как движущей силы эмоциональной культуры; в-четвертых, можно развивать эмоциональную культуру с помощью целенаправленного социально-психологического тренинга. Рассмотрим подробнее эти направления. Развитие эмоциональной культуры и стойкости в процессе учебной деятельности будущих психологов ограничено континуумом специфических гностических эмоций, которые детерминируют познавательную активность. Конечно, задействовав эмоции при усвоении знаний, надо иметь в виду еще одно содержание, в котором знания обогащают не только когнитивную, но и эмоционально-личностную сферу, а потому "выявление в эмоциях целостного отношения человека к миру" [13, с. 213]. В этом ракурсе рассматривается единство аффекта и интеллекта. Приобретенные знания уменьшают достоверность создания ситуаций, в которых человек является предметом неразумного познания. Обретение знаний с одной области уменьшают достоверность того, что индивид будет экспериментировать иррациональными познаниями также и в другой. Полученные знания помогут предупредить другой вид эмоциональной неразумности - эмоциональную незрелость. Это объясняется тем, что приобретение образования требует от личности увеличения когнитивной сложности, которая связанная с наличием определенной системы знаний. И потому, становя более просвещенным, индивид ощущает более сложные эмоции.

Страницы: 1 2


Куб Линка
Эта методика направлена прежде всего на исследование развития у человека комбинаторных способностей. Испытуемому дается 27 кубиков, грани которых окрашены в разные цвета (например, красный, синий и зеленый). Предлагается сложить из них один большой куб (3х3х3) таким образом, чтобы все его боковые грани были красного цвета. Отдельные куб ...

Психический анализ ситуации
Антону (6 лет) подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения: «Ты девочка — шофером быть не можешь», «А ты, Илья ...

Метод анализа продуктов деятельности
Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполн ...