Механизмы формирования аддиктивного поведенияСтраница 2
Аддиктивное поведение является полифакториальным психологическим образованием. Психологические теории аддиктивное поведение связывают с отдельными личностными характеристиками. К ним относится сочетание ряда особенностей личности:
§ несформированность высших эмоций,
§ ограниченность интересов,
§ отсутствие установок на труд и другую общественно полезную деятельность,
§ низкий внутренний контроль,
§ стремление к искусственному изменению своего состояния, обусловленному психической неуравновешенностью, чувством внутренней напряженности, патологическим стремлением к самоутверждению или гедонистическими тенденциями,
§ нарушение психологических адаптивных механизмов.
§ ориентация на референтную группу более старших и стеничных сверстников с девиантным поведением.
Почти у 2/3 зависимых лиц в доаддиктивном периоде констатируются личностные девиации, чаще встречающиеся в форме психопатий и реже – в форме акцентуаций характера[3].
Отмечается:
§ повышенная возбудимость,
§ безволие,
§ нестойкость интересов,
§ патологическая конформность,
§ терпимость к любого рода отклонениям от нормы,
§ меньшая степень ориентации на достижение успеха тяжелым трудом,
§ большая непокорность,
§ склонность к депрессивным состояниям,
§ низкая ответственность за свое образование,
§ отсутствие стремления к достижению определенного социального статуса и минимальных планов на будущее,
§ отсутствие потребности в одобрении обществом, в следовании социально приемлемым нормам поведения, низкая самооценка.
Расстройства личности оказывают влияние не только на начальные этапы формирования аддиктивного поведения, но и являются прогностическим фактором течения и исхода аддикций.
Аддиктивное поведение связано с низкой переносимостью фрустраций, социальной инфантильностью, гипертимностью и гедонистическими мотивами. Одной из ведущих причин формирования и развития влечения к эйфоризантам является возникающее в результате нарушения адаптации эмоциональное напряжение.
Эмоциональному состоянию в процессе аддиктивной реализации присущи аффективные переживания, которые фиксируются на сознательном и бессознательном уровнях. Эмоциональный компонент оказывает влияние на другие психические функции, изменяет отношение к людям.
Возникает ощущение, при котором окружающие лица могут восприниматься с позиции собственного превосходства, как объекты возможного манипулирования.
Риск развития аддиктивного поведения во многом связан с условиями воспитания в детстве.
Выделяют следующие семейные факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения:
1. Люди, у которых в последствии развилось аддиктивное поведение, были научены дистанцироваться от окружающих, вместо того, чтобы устанавливать с ними связь. Родители таких детей, как правило, не имели времени для общения с ними;
2. Родители могли быть носителями аддиктивного поведения, например, работоголизма. Попытки детей устанавливать с родителями более близкие контакты не приводили к положительным результатам;
3. В семье преобладали отношения друг к другу как к объектам, необходимым для манипуляции. Дети обучались такому отношению к людям с детства, и поэтому оно не является для них чуждым.
Такие типы семьи формируют у детей чувства внутренней пустоты и изоляции, с возникновением желания заполнить эти чувства путем создания в своих фантазиях особого мира, герои которого заменяют реальность[5].
Пути и средства профилактики алкоголизации и курения подростков в семейном
воспитании (экспериментальное исследование). Организация
исследовательской работы, диагностика и результат
В моем исследовании генеральной совокупностью являются подростки в возрасте от 12 до 15 лет. Исследование проводилось в МСОШ д.Карышка Баймакского района РБ. Выборочная совокупность равна 33 человек: 15 мужского пола и 18 женского. Я проводил выборочное исследование при помощи анкетирования.
1.алкоголь
1.Употребляете ли Вы алкоголь?
...
Особенности профилактики злоупотребления психоактивными веществами
В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи. Вторичная профилактика - это работа с теми ...
Методика изучения понимания значения слов
Подготовка исследования
Подобрать слова по категориям: 1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют, например: кукла, лейка, барабан, щетка; 2)обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена, например: поднос, футляр.
К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнитель ...
