Адаптация к новой культурной среде: этническое перемещение и миграция
Страница 4

Психологические материалы » Национально-психологические особенности этноса » Адаптация к новой культурной среде: этническое перемещение и миграция

Третья группа факторов связана с развитием рыночных отношений -приватизацией, частным предпринимательством и землевладением, развитием коммерции, частной финансовой деятельности, рынка недвижимости. Рынок труда получает новые мощные стимулы - его структура становится более разнообразной, появляются альтернативные, не связанные с государственным сектором, возможности трудоустройства и заработков.

Отмеченные выше три группы факторов являются традиционными, "классическими" детерминантами миграции, явившиеся населению бывшего СССР как бы в обогащенной оболочке и в условиях свободы выбора. Эти факторы оказывают нормализующее, стабилизирующее воздействие на жизнь, амортизируют влияние стрессовых факторов и благодаря этому постепенно вводят миграции в привычные координаты.

Четвертая группа - факторы, сопряженные с либерализацией жизни в бывшем СССР, переходом к политике "открытых дверей" и изменением правовых подходов к миграциям. Все страны бывшего СССР обеспечили возможности свободного въезда и выезда, что создало условия для включения в систему международных миграций. Эмиграция и иммиграция, поездки на учебу, на отдых, на работу и временное жительство за границу государства. В условиях обострения внутренней обстановки и экономического кризиса свобода въезда-выезда стала важным амортизирующим фактором. В то время как внешние максимально открыли, внутренние пытались закрыть. В конце концов это удалось только странам Балтии. Многочисленные попытки установить таможенный контроль на других границах между бывшими республиками потерпели неудачу. Сейчас страны СНГ от них отказались и перешли к конструктивной работе по выработке цивилизованных правил регулирования миграции, не покушаясь на ограничение свободы передвижения между странами Содружества.

Таким образом, основываясь на предложенной Ж. Зайончковской классификации, можно отметить, что до 1992 года миграционные процессы на территории бывшего СССР определялись исключительно стрессовыми фак­торами, с 1993 года в причинном комплексе стал лидировать экономический фактор, однако в начале XXI века вновь одним из побудительных мотивов передвижения людей становится стресс - это положение верно для ситуации на Северном Кавказе (стоит вспомнить трагические события в Беслане в сен­тябре 2004 года).

До настоящего времени нет однозначного понимания роли и места субъективного фактора в механизме управления миграционными процессами. Более того, еще недавно и понятие «субъективный фактор» не имело определенного содержания. Иногда под этим фактором подразумевались недостатки, связанные с управлением миграцией, заселением новых районов и др. Чаще, однако, в литературе второй половины XX века в понятие субъективного фактора миграции вкладывался тот же смысл, что и в переселенческой литературе начала XX в. Речь шла о влиянии на миграционные процессы социально-психологических факторов, к которым относили наличие или отсутствие родственных связей у мигрантом с населением мест вселения и районов выхода. Эти связи, естественно, предполагают наличие или отсутствие их носителя, т. е. родственников, что является, конечно, не субъективным, а объективным условием. Лишь с середины 60-х годов в большой мере под влиянием развития социальной психологии и социологии понимание субъективного фактора претерпело существенные изменения. Субъективный, социально-психологический и моральный факторы стали приобретать вполне определенные значения. По-видимому, не только социально - психологический, но моральный факторы представляют собой внешние но отношению к мигрантам стимулы. Поскольку субъективный фактор находится на стороне личности, в отличие от противостоящих ему объективных факторов, сформировалось представление о миграции как результате взаимодействия объективных социально-экономических условий и индивидуальной реакции на эти условия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Метод пиктограмм
Данная методика позволяет исследовать в первую очередь возможности обобщения и отвлечения. Кроме того, она дает ценный материал для изучения особенностей памяти испытуемого. Испытуемому предлагается запомнить 10—15 слов, сделав при этом к каждому слову какой-либо рисунок, помогающий запоминанию. Качество рисунка не играет роли. У испыту ...

Особенности развития словообразовательной и фонетической стороны речи дошкольника
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления [13 ...

«Феноменологический тест: гипотеза и теории»
В связи с этим нужно подчеркнуть, что чувство гомогенно начинает сексуальный импульс, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Бессознательное представляет собой конформизм, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражител ...