Система показателей темперамента
Страница 1

Психологические материалы » Темперамент и характер » Система показателей темперамента

Относительно системы показателей, характеризующих проявления (или свойства) темперамента, существуют разные точки зрения, и количество показателей значительно варьирует у разных авторов. Главное для научной модели, чтобы это была относительно полная и целостная система, а не случайный набор произвольных параметров.

В.Д. Небылицын, например, предложил выделять следующие компоненты темперамента, которые являются и системно связанными, и относительно независимыми, т.е. могут существовать в темпераменте в различных сочетаниях.

1. Общая психическая активность как степень настроенности индивида на действование, на любую деятельность. Это готовность к реализации существующей в человеке тенденции к активности, воздействию на мир и на самого себя. Это мера внутренней "предрасположенности" человека к самовыражению и самореализации в других людях и деятельностях. Индивидуальные различия по данному свойству темперамента располагаются от безудержной, постоянной жажды всевозможной деятельности до поведенческой вялости, бездействия, инертности и пассивного "созерцательства". Темпераментальная психическая активность характеризует лишь динамику деятельности, но не ее избирательность, направленность, не конечную результативность. Если человек чрезвычайно активен в своей профессиональной деятельности, но вызывающе пассивен в семье, то это следует рассматривать не в качестве проявления темперамента, а как проекцию особенностей направленности и характера.

2. Вторым компонентом темперамента являются динамические параметры всевозможных движений и действий, т.е. всякой телесной моторики, в том числе речевой. Это относится к движениям тела (пантомимике), движениям мышц лица (мимике), к речевой моторике. У одного человека движения рук, например, резкие, подчеркнутые, высокоамплитудные, а у другого - мягкие и плавные. Вместе с тем в реальном общении людей "работают" не только динамические особенности психики. Фактически живут, проявляются и взаимодействуют не темпераменты, а целостные личности.

3. Третьим и также комплексным проявлением темперамента служат динамические особенности эмоциональности. В.Д. Небылицын выделял три логически связанных и объективно необходимых показателя динамики эмоциональности:

впечатлительность как показатель быстроты возникновения эмоции, мера чуткости человека к возникновению переживания, "пороговая" величина внешнего воздействия, необходимого для появления эмоционального отношения к происходящему. Положим, произошло одно и то же ("пятерка" на экзамене), но один школьник спокоен, поведенчески сдержан, тогда как его одноклассник радостно улыбается и "скачет";

импульсивность как выражение скорости развития эмоции от момента возникновения до проявления ее вовне, показатель быстроты экспрессии переживания. Возможно, что возникшее переживание незамедлительно проявляется объективно. Но допустима и относительная во времени "отсрочка" реакции;

лабильность, под которой имеется в виду показатель, скорости прекращения эмоции или ее преобразования в другую, противоположную по знаку. Высокую развитость данного свойства темперамента доходчиво иллюстрируют, например, классические картины итальянского кино. Другое дело - "холодность" скандинавских жителей или долговременное "западание" индивида на беспросветной грусти, либо, напротив, безудержной радости.

Страницы: 1 2


Почему растить ребенка одной бывает легче и проще?
Подытожим причины, о которых говорили выше: 1. Потому что женщина одна приняла решение, одна родила и имеет полное право единственного голоса на то, как распорядится воспитанием и как лучше развивать своего ребенка. 2. Потому что воспитывать одного ребенка гораздо проще, чем двоих, особенно в молодой семье, где папа не созрел на роль ...

Умственное развитие
В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования ...

Введение.
Отклонение в поведении – девиантное поведение – является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоп ...