[an error occurred while processing the directive]

Концепция ИСД Мерлина B.C.
Страница 1

В своих исследованиях B.C. Мерлин исходил из общей в отечественной психологии концепции деятельности [13]. Он применял термин "стиль" для понимания взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Индивидуальный стиль, возникая на основе природных форм реагирования, не сводится к этим формам, а вырабатывается в процессе развития и воспитания. В своих трудах B.C. Мерлин отмечал, что ИСД определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. И, конечно, ИСД следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целостную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связей. Поэтому стиль деятельности не может быть ошибочным. Ошибочным может быть лишь конкретное действие. Между тем при оценке отдельных формально-динамических свойств индивидуальности (индивидуальность в положении B.C. Мерлина проявляется в ИСД) нетрудно увидеть, что некоторые из них в определенной ситуации играют отрицательную, а другие положительную роль. Поэтому особое внимание при изучении ИСД уделяется механизмам компенсации, позволяющим недостаточно выраженные качества и особенности деятельности замещать более выраженными. Наряду с этими механизмами в ИСД проявляются и такие, которые позволяют наиболее полно использовать благоприятные индивидуальные возможности человека. B.C. Мерлин обозначил их как механизмы адаптации [13];[5]. Существуют профессии, для которых пригодны не все люди, где требуется абсолютная профессиональная пригодность. Но в отношении других профессий B.C. Мерлин считает, что индивидуальный стиль является тем средством, которое делает эти профессии доступными всем людям и с равными шансами на высокие достижения во всех областях. Если это утверждение взять за основу, то человек должен искать индивидуально-своеобразные пути овладения требуемыми качествами и навыками с учетом своих природных задатков. Таким образом, возникает задача формирования ИСД. B.C. Мерлин в качестве одного из условий формирования индивидуального стиля рассматривал положительное отношение человека к деятельности. Проводя характеристику ИСД, он подчеркивал, что индивидуальный стиль выбирается не только потому, что он успешнее, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние внутреннего комфорта. Кроме того, в контексте разработки проблем интегральной индивидуальности B.C. Мерлин отмечает, что индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности. В работах по названной проблеме показано, что под влиянием вышележащих иерархических уровней индивидуальности происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней. B.C. Мерлин показал, что индивидуальный стиль выполняет системообразующую функцию в развитии интегральной индивидуальности. Благодаря ему возникают новые связи между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Изменяя характер связей между этими свойствами в сторону их гармонизации, индивидуальный стиль создает тем самым новую систему этих свойств [13].

Дальнейшее изучение ИСД в рамках концепции интегральной индивидуальности было проведено Б.А. Вяткиным, Л.Я. Дорфман, А.В. Либиным и другими [5];[6];[13]. Б.А. Вяткин [17] исследовал стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности. В его понимании стиль активности - это системное образование многоуровневое и многокомпонентное, обусловленное системой разноуровневых индивидуальных свойств, направленное на достижение успеха в деятельности. Этот стиль может проявляться в разных формах активности: моторной, сенсорной, интеллектуальной, волевой, социальной и т.д.

Л.Я. Дорфман [17], предложивший понятие индивидуального эмоционального стиля, рассматривает его как частный случай индивидуального стиля деятельности, а именно деятельности переживания. Также он вводит новое понятие "самодеятельность", при которой, являясь объектом и предметом собственной деятельности, интегральная индивидуальность в себе же черпает цели, придающие деятельности особый характер. А.В. Либин [17] в своих исследованиях "объединяет стиль жизни личности", "когнитивный стиль", "индивидуальный стиль деятельности" и вводит новый термин "стиль человека", подчеркивая тем самым целостность этой уникальной характеристики способа взаимодействия индивидуума с окружающим миром. В его концепции стиль выступает, с одной стороны, в виде механизма сопряжения, опосредования разноуровневых параметров различных психологических образований (темперамента, интеллекта, характера и т.д.), а с другой - образует устойчивый паттерн индивидуально-типологических свойств, реализующихся в системе способов организации субъектом своего поведения и деятельности. Для построения единой концепции стиля, по мнению А.В. Либина, необходимо найти такие характеристики взаимодействия субъекта со средой, которые имели бы отношение к стилевым феноменам разных уровней индивидуальности и объясняли бы наличие связей между ними. В качестве таковых он предлагает три метахарактеристики: "интенсивность - умеренность" взаимодействия субъекта со средой, характеризующая готовность к энергозатратам по освоению и преобразованию окружающей действительности; "устойчивость-изменчивость" сопряжения субъекта и среды и "включенность-отстраненность" субъекта при взаимодействии со средой как проявление меры дистантности между ними. А.В. Либин полагает, что исследователям стилевых характеристик пора переходить от стадии коллективного монолога, при которой каждый довольствуется изучением своего параметра стиля, к этапу консолидации и интеграции знаний, накопленных разными научными школами для построения интегральной модели.

Страницы: 1 2


Акцентуации характера у подростков.
Акцентуациихарактера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности было выделено две степени ...

Факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.
Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (кроме неконтролируемых действий, совершаемых невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью). Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, ...

Девиантное поведение: основные подходы к понятию
Девиантное поведение – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на границе между правовым и криминальным поведением. Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, тру ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]