[an error occurred while processing the directive]

Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования
Страница 1

Психологические материалы » Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте » Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования

Базой нашего исследования была гимназия № 48, 2 «а» класс. В данном классе обучается 23 человека. Целью практического исследования являлось: рассмотреть пути формирования учебно-познавательной мотивации. Для достижения цели мы предусмотрели решение следующих задач:

1) Определить круг успевающих и неуспевающих учащихся.

2) Изучить познавательную активность школьников на уроках.

3) Оценить уровень развития учебной мотивации учащихся.

4) Определить предпочитаемое место и интерес учащихся к определенному предмету.

5) Выявить осознанность круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.

6) Определить уровень сформированности учебно-познавательной мотивации по окончанию эксперимента.

7) Подобрать практический материал с учетом наиболее результативных и интересных для детей методов и приемов для повышения учебной мотивации.

На первом этапе экспериментальной работы была проведена беседа с учителем с целью определения круга успевающих и неуспевающих школьников. Для учителя предлагались такие вопросы:

1) Насколько активен класс в процессе обучения?

2) Как оцениваете познавательную активность школьников?

3) Насколько дети осознают учебную деятельность?

4) Стремятся ли дети к лучшей успеваемости?

5) Сколько неуспевающих учащихся в классе, а сколько учащихся с наиболее высоким уровнем успеваемости?

6) Как осуществлялся учителем индивидуальный подход?

И в ходе беседы выяснилось:

В классе были ученики с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Активность у детей проявлялась больше всего на уроках математики, окружающего мира, технологии, литературе Красноярского края, изобразительного искусства и информатике. Осознают учебную деятельность, как ведущий вид деятельности в основном те дети, которые имеют успех и заинтересованность в уроках. Большинство учащихся в классе успешны в обучении. Учащиеся, которые стремились к лучшей успеваемости, проявляли познавательную активность, просили помощь в решении поставленных проблем, задавали уточняющие вопросы.

Во время наблюдения в процессе учебной деятельности мы отметли, что каждый школьник индивидуален, общую задачу дети решали в своем индивидуальном «ключе»: одни быстро мыслили, но не умели тщательно реализовать план, другие- медлительны; одни – застенчивы, другие – самоуверенны. Индивидуально – психологические различия учащихся проявлялись в их способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной работы. Большое влияние на успеваемость школьников оказывали различия в уровне овладения письменной речью, в скорости чтения.

В процессе учебной деятельности систематически велось наблюдение за классом, в процессе которого мы анализировали познавательную активность школьников на уроках по вопросам следующего характера:

1. Как включались в учебный процесс учащиеся?

а) по принуждению учителя или одноклассников;

6) просьбе;

в) собственной инициативе.

2. Какова сосредоточенность внимания на уроке?

а) слушали невнимательно;

б) слушали под контролем учителя;

в) слушали внимательно, сосредоточиваясь сам.

3. Задавали ли вопросы, дополняли ли ответы товарищей?

а) не задали, не дополняли;

б) задавали по просьбе учителя;

в) по собственной инициативе.

4. Характер вопросов:

а) уточняющие;

б) направленные на познание сути явлений.

5. Какую учебную задачу выбирали?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подход к интеллекту
Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк [10]. Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Первый из них представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных ...

Исследование уровня психического развития ребенка.
Для исследования уровня психического развития ребенка использовалась методика уровня психического развития дошкольников, где объектом тестирования выступает воспитатель, взрослый – носитель «образа ребенка». В основу методики положено представление о психическом переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кро ...

"Почему ненаблюдаемо самонаблюдение?"
Здесь автор сталкивает два таких достаточно далёких друг от друга явления как психическая саморегуляция релевантно дает аутотренинг, что вызвало развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения. Онтогенез речи отчуждает латентный бихевиоризм, в полном соответствии с основными законами развития человека. Лиде ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]