[an error occurred while processing the directive]

Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования
Страница 1

Психологические материалы » Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте » Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования

Базой нашего исследования была гимназия № 48, 2 «а» класс. В данном классе обучается 23 человека. Целью практического исследования являлось: рассмотреть пути формирования учебно-познавательной мотивации. Для достижения цели мы предусмотрели решение следующих задач:

1) Определить круг успевающих и неуспевающих учащихся.

2) Изучить познавательную активность школьников на уроках.

3) Оценить уровень развития учебной мотивации учащихся.

4) Определить предпочитаемое место и интерес учащихся к определенному предмету.

5) Выявить осознанность круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.

6) Определить уровень сформированности учебно-познавательной мотивации по окончанию эксперимента.

7) Подобрать практический материал с учетом наиболее результативных и интересных для детей методов и приемов для повышения учебной мотивации.

На первом этапе экспериментальной работы была проведена беседа с учителем с целью определения круга успевающих и неуспевающих школьников. Для учителя предлагались такие вопросы:

1) Насколько активен класс в процессе обучения?

2) Как оцениваете познавательную активность школьников?

3) Насколько дети осознают учебную деятельность?

4) Стремятся ли дети к лучшей успеваемости?

5) Сколько неуспевающих учащихся в классе, а сколько учащихся с наиболее высоким уровнем успеваемости?

6) Как осуществлялся учителем индивидуальный подход?

И в ходе беседы выяснилось:

В классе были ученики с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Активность у детей проявлялась больше всего на уроках математики, окружающего мира, технологии, литературе Красноярского края, изобразительного искусства и информатике. Осознают учебную деятельность, как ведущий вид деятельности в основном те дети, которые имеют успех и заинтересованность в уроках. Большинство учащихся в классе успешны в обучении. Учащиеся, которые стремились к лучшей успеваемости, проявляли познавательную активность, просили помощь в решении поставленных проблем, задавали уточняющие вопросы.

Во время наблюдения в процессе учебной деятельности мы отметли, что каждый школьник индивидуален, общую задачу дети решали в своем индивидуальном «ключе»: одни быстро мыслили, но не умели тщательно реализовать план, другие- медлительны; одни – застенчивы, другие – самоуверенны. Индивидуально – психологические различия учащихся проявлялись в их способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной работы. Большое влияние на успеваемость школьников оказывали различия в уровне овладения письменной речью, в скорости чтения.

В процессе учебной деятельности систематически велось наблюдение за классом, в процессе которого мы анализировали познавательную активность школьников на уроках по вопросам следующего характера:

1. Как включались в учебный процесс учащиеся?

а) по принуждению учителя или одноклассников;

6) просьбе;

в) собственной инициативе.

2. Какова сосредоточенность внимания на уроке?

а) слушали невнимательно;

б) слушали под контролем учителя;

в) слушали внимательно, сосредоточиваясь сам.

3. Задавали ли вопросы, дополняли ли ответы товарищей?

а) не задали, не дополняли;

б) задавали по просьбе учителя;

в) по собственной инициативе.

4. Характер вопросов:

а) уточняющие;

б) направленные на познание сути явлений.

5. Какую учебную задачу выбирали?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выводы
История исследования проблемы эмоциональной стойкости выделяет два главных этапа в ее разработке: констатирующе - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы понимаем сложное интегративное полисистемное качество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельности и ц ...

Понятие темперамента.
В настоящее время под типом темперамента принято понимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимно сочетающихся между собой у определенной группы людей и являющихся для них общими, определенная взаимосвязь свойств характеризует тип темперамента. Степень проявления разных свойств темперамента у разных людей одно ...

Дыхательные упражнения для похудания
Упражнение 1 Из положения стоя, сделайте медленный, глубокий вдох животом через нос на четыре счета, задержите воздух внутри себя на шестнадцать счетов, затем выполните медленный выдох ртом на восемь счетов. Таким образом задержка дыхания должна быть в четыре раза дольше, а выдох в два раза длиннее, чем вдох. Это соотношение должно быт ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]