Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание
результатов исследованияСтраница 1
Базой нашего исследования была гимназия № 48, 2 «а» класс. В данном классе обучается 23 человека. Целью практического исследования являлось: рассмотреть пути формирования учебно-познавательной мотивации. Для достижения цели мы предусмотрели решение следующих задач:
1) Определить круг успевающих и неуспевающих учащихся.
2) Изучить познавательную активность школьников на уроках.
3) Оценить уровень развития учебной мотивации учащихся.
4) Определить предпочитаемое место и интерес учащихся к определенному предмету.
5) Выявить осознанность круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.
6) Определить уровень сформированности учебно-познавательной мотивации по окончанию эксперимента.
7) Подобрать практический материал с учетом наиболее результативных и интересных для детей методов и приемов для повышения учебной мотивации.
На первом этапе экспериментальной работы была проведена беседа с учителем с целью определения круга успевающих и неуспевающих школьников. Для учителя предлагались такие вопросы:
1) Насколько активен класс в процессе обучения?
2) Как оцениваете познавательную активность школьников?
3) Насколько дети осознают учебную деятельность?
4) Стремятся ли дети к лучшей успеваемости?
5) Сколько неуспевающих учащихся в классе, а сколько учащихся с наиболее высоким уровнем успеваемости?
6) Как осуществлялся учителем индивидуальный подход?
И в ходе беседы выяснилось:
В классе были ученики с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Активность у детей проявлялась больше всего на уроках математики, окружающего мира, технологии, литературе Красноярского края, изобразительного искусства и информатике. Осознают учебную деятельность, как ведущий вид деятельности в основном те дети, которые имеют успех и заинтересованность в уроках. Большинство учащихся в классе успешны в обучении. Учащиеся, которые стремились к лучшей успеваемости, проявляли познавательную активность, просили помощь в решении поставленных проблем, задавали уточняющие вопросы.
Во время наблюдения в процессе учебной деятельности мы отметли, что каждый школьник индивидуален, общую задачу дети решали в своем индивидуальном «ключе»: одни быстро мыслили, но не умели тщательно реализовать план, другие- медлительны; одни – застенчивы, другие – самоуверенны. Индивидуально – психологические различия учащихся проявлялись в их способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной работы. Большое влияние на успеваемость школьников оказывали различия в уровне овладения письменной речью, в скорости чтения.
В процессе учебной деятельности систематически велось наблюдение за классом, в процессе которого мы анализировали познавательную активность школьников на уроках по вопросам следующего характера:
1. Как включались в учебный процесс учащиеся?
а) по принуждению учителя или одноклассников;
6) просьбе;
в) собственной инициативе.
2. Какова сосредоточенность внимания на уроке?
а) слушали невнимательно;
б) слушали под контролем учителя;
в) слушали внимательно, сосредоточиваясь сам.
3. Задавали ли вопросы, дополняли ли ответы товарищей?
а) не задали, не дополняли;
б) задавали по просьбе учителя;
в) по собственной инициативе.
4. Характер вопросов:
а) уточняющие;
б) направленные на познание сути явлений.
5. Какую учебную задачу выбирали?
Характер: понятие и черты. Общее
понятие характера. Социальный и индивидуальный характер
Слово "характер" в переводе с греческого означает "черта", "печать", "признак". Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных сво ...
Методика исследования процесса зрительного узнавания
Необходимо иметь 36 картинок, изображающих людей, животных, растения, орудия труда и пр. (могут быть использованы картины классификации предметов). 12 картинок, предназначенных для основного опыта, следует пронумеровать. Испытуемому предлагается рассмотреть эти 12 картинок и запомнить их, после чего основные картинки перемешиваются с до ...
Методика исследования внушаемости (в сфере памяти)
Приводимая методика позволяет в самом общем виде обнаружить склонность ребенка к внушаемости. Для этой цели выбирается картинка с несложным сюжетом и не слишком большим количеством изображенных объектов и предъявляется в течение одной минуты испытуемому. Затем картинку убирают, а испытуемому задают вопросы о том, что он видел на картинк ...