Проблема "кризиса" подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии
подросткового возраста проходит три фазы:
- негативную (предкритическую) - фазу ломки старых привычек, стереотипов;
- кульминационную (как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты);
- посткритическую - фазу формирования новых структур, построения новых отношений.
Два пути протекания возрастных кризисов (Л.С. Выготский):
- кризис независимости (наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, "не лезть в душу"); вариант самоопределения "Я уже не ребенок";
- кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения "Я ребенок и хочу оставаться им".
С точки зрения развития наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания.
Таким образом, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм, при этом кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы, выражения которых различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития, положением подростка в мире взрослых.
4. К межличностному общению
3,9
3,9
4,1
4 ...
Содержание профиля личности учителя с высоким и низким уровнем
коммуникативно-педагогической толерантности по Кеттеллу
Анализируя профиль личности толерантных и интолерантных педагогов по рисунку, можно констатировать, что основные отличия профилей наблюдаются по следующим шкалам: низкий интеллект – высокий интеллект, эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность, доверчивость – подозрительность, наивность – проницательность, уверенная адекв ...
Самосознание как важнейшее новообразование подростка
подростка исходя только из внешних по отношению к психическому развитию факторов, являются недостаточно адекватными. Факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо. Они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований . С этой точки з ...
