ЗаключениеСтраница 1
В соответствии с целью данной дипломной работы изучить и исследовать взаимосвязь детско-отцовских отношений и самооценки младшего школьника, а также с поставленными задачами, в первой главе мы рассмотрели основные линии когнитивного и физического развития младшего школьника. На основе теоретического анализа были выделены основные линии развития личности в период младшего школьного возраста, одной из которых является самооценка [9;31;48]. Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят именно в этот период. Ребенок начинает более отчетливо осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых.
Во второй главе были рассмотрены основные подходы к изучению отцовства и выявлена его специфика. Дано определение феномену отцовства, выделены его филогенетические и исторические особенности. Был сделан вывод, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.
Анализ литературы показал, что, несмотря на то, что проблема широко исследуется, единого мнения относительно структуры феномена отцовства, как и четкого определения не существует, так как данный феномен не исчерпывается такими понятиями, как роль, статус, чувства, мотивация, ценностно-мотивационная или потребностная сфера или самооценка.
Таким образом, следующие задачи: изучить основные линии развития ребенка младшего школьного возраста; проанализировать особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте; изучить отцовство как фактор развития личности ребенка в период младшего школьного возраста были решены через изучение теоретической литературы и описаний прикладных исследований, а также теоретического анализа источников, на основе чего были выдвинуты следующие гипотезы: 1). Отец оказывает влияние на формирование адекватной самооценки ребенка; 2) видение себя ребенком совпадает с тем, как оценивает его отец.
В соответствии с задачами работы, для проверки первой гипотезы о том, что отец оказывает влияние на формирование адекватной самооценки ребенка, было проведено исследования с участием группы мужчин, имеющих детей младшего школьного возраста. Применялись следующие методики: методика И.М. Марковской «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми», методика Дембо-Рубинштейн в модификации В.Г. Щур «Лестница». После проведения методики ВВР одним из значимых факторов мы выделили «эмоциональную связь с ребенком», которая представляет собой наполнение потребностно-эмоционального блока в структуре комплекса отцовства. Сопоставляя результаты измерения самооценки и оценивания отцами по методике «Лестница», мы наблюдали положительную взаимосвязь самооценки ребенка с оценкой отцов. Она заключается в том, что, получая удовлетворяющую оценку от окружающих, у ребенка возникает потребность в её сохранении, выражением которой является некоторый устойчивый уровень притязаний. Отец, как составляющее звено семьи, является условием для развития адекватной самооценки. Лишь он способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению.
Понятие дыхательных психотехник
Дыхательные практики зародились много тысяч лет назад на Востоке: в Индии - Пранаяма, в Китае – Ци-гун, в Средней Азии - суфийские дыхательные практики, в Тибете – дыхательные практики буддизма Ваджраяны. Как правило, они являлись неотъемлемой частью духовных традиций.
В ХХ веке восточные духовные традиции начали проникать на Запад. Ув ...
Эмоциональное и волевое регулирование
поведения и деятельности человека.
Характеристика эмоций и чувств, как форм отражения действительности и
регуляций поведения и деятельности человека.
Эмоциональная сфера человека включает в себя самые различные эмоциональные проявления, начиная с эмоциональной реакции и кончая эмоциональными преобразованиями личности.
В современной науке эмоциональную сферу человека принято рассматривать в 3х аспектах:
- процессуальном
- профессиональном
-содержательном
- функциональном
Когда г ...
Межгрупповые
отношения “по горизонтали” и “по вертикали”
Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений включает в себя два сечения:
1. Отношения между группами “по горизонтали”, то есть между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы “рядом” (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, д ...
