ЗаключениеСтраница 2
Для проверки второй гипотезы о том, что видение себя ребенком совпадает с тем, как оценивает его отец, нами были проведены проективные методики «Рисунок семьи» для детей, «Рисунок Я и мой ребенок» и методика Рене Жиля «Фильм-Тест». Полученные результаты проективных методик показали, что взаимодействия в диаде «отец – ребенок» свидетельствуют о хорошем и точном понимании ребенка отцом, то есть их не надо выводить на проблемы ребенка: они в основном достаточно точно ориентируются в каждой из них.
При анализе результатов исследования мы обнаружили следующее противоречие: одновременно с повышенным контролем, авторитарностью отца, требованием безоговорочного послушания и дисциплины ребенка, они проявляют сотрудничество, партнерство и кооперацию в отношениях с ним. Подобное противоречие мы можем объяснить одновременным существованием стереотипов о семейной роли отца, как кормильца, воплощения силы, как объект реализации потребности в безопасности и защите, и появившемся феномене «нового отцовства», когда у отцов появляется чувство озабоченности недостаточной эмоциональной близостью с ребенком.
Указатель таблиц и иллюстраций
1. Таблица 1. Усредненные показатели самооценок детей и усредненные показатели оценки отцами своих детей (в %)
2. Таблица 2. Частота соответствия/несоответствия угадывания отцом позиций дочери
4.
Рисунок 1. Степень расхождения между самооценкой ребенка и оценкой, полученной от отцов
Приложение 1
Бланк обработки теста «Рисунок семьи»
|
№ |
Выделяемые признаки |
Отметки о наличии признаков |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Общий размер рисунка Количество членов семьи Соответствующие размеры членов семьи Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними. Наличие животных Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере на фоне пейзажа и т.д. Степень проявления положительных эмоций, степень аккуратности |
Размещено на Allbest.ru
Манипуляция: понятие, формы, способы защиты
Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды автором манипуляции. В определении манипуляции два ключевых момента:
1. «Скрытое», то есть неочевидное, скрываемое манипулятором, со спрятанным смыслом. Если скрытость пропадет и скрытый смысл действий станет понятн ...
Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической
литературе. Общие вопросы исследования индивидуального
стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии
Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого данного человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального "стыкования", уравновешивания субъекта с объективными требованиями. В психологии понятие "стиль" первым использовал А.Адлер [17]. Стилем он ...
Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов
Как известно, формирование эмоций человека - важное условие развития его, как личности. Лишь если они станут предметом стойких эмоциональных отношений человека, его идеалы, обязанности, нормы поведения превратятся в реальные мотивы деятельности.
Поскольку психолог - это человек, прежде всего, высоко просвещенный, интеллектуальный и кул ...
