Профилактика алкоголизации и курения у подростков в семье как педагогическая проблема. Алкоголизм и курение подростков в современности
Страница 1

Психологические материалы » Семья в профилактике и преодолении алкоголизации и курения подростков » Профилактика алкоголизации и курения у подростков в семье как педагогическая проблема. Алкоголизм и курение подростков в современности

На долгом и трудном пути развития человечества люди, как эстафетную палочку, передают от родителей к детям, от предшествующих поколений и последующим не только жизненный опыт, нравственные ценности, добрые традиции, но и их антиподы, которые как железные путы, как враги, мешают двигаться вперед, к светлому будущему.

Одним из таких извращенных элементов человеческого бытия, глубоко проникшим в современную цивилизацию, ставшим частью культуры, а правильнее сказать субкультуры, является табакокурение и алкоголизм.

Проблема потребления спиртных напитков и курения, связанных с ней тяжелых последствий в личности и общества возникла не сегодня, и даже не вчера, - истоки ее уходят в древний мир.

Но именно сейчас, когда человечество вышло в космос, создало роботы, и ЭВМ, постигает тайны гена, табакокурение и алкоголизм встают во всем неприглядном, обнаженном виде, как зло, которое должно быть уничтожено, как и запасы ядерного оружия.

Многие родители считают, что нет ничего страшного в том, что в праздник 12-13 летний сын выпьет с ними немного вина, пива или водки. Но они жестоко ошибаются. Алкоголь – яд, в какой бы красивой упаковке он не подавался. И неважно, что будет пить подросток: пиво, «бормотуху», шампанское или водку. Современно, к примеру, звучит такое высказывание: «Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она презирает авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то время как надо работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие…Они, противоречат своим родителям, пустословят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут ноги на ногу и тиранят отца и мать» Чем не сегодняшний день? А ведь слова эти сказаны Сократом более двух тысяч лет назад.

В эпоху акселерации и неодинакового физического развития одной и той же возрастной группы черты, присущие подростковому возрасту, проявляются особенно отчетливо. Это, прежде всего, стремление к самостоятельности, к высвобождению из-под опеки и контроля взрослых, стремление к группированию со сверстниками, появление всякого рода увлечений (хобби), как правило, модных, а также рано и сильно пробуждающееся половое влечение.

Есть еще один фактор, усугубляющий сложности переходного возраста в нашу бурную эпоху. Когда все круто меняется – от уклада быта, одежды, распространенных развлечений и до системы профессиональной подготовки, когда чуть ли не каждый день появляются новые, ранее неизвестные специальности, когда лавина самой разнообразной информации обрушивается на еще неокрепший разум – тогда гораздо труднее встать во взрослую самостоятельную жизнь, разбираться в своих желаниях и возможностях. Поэтому, говоря о «трудном возрасте» и «трудных подростках», надо помнить, что они трудны не только для взрослых. Самим подросткам в эти годы бывает очень нелегко.

Отношение подростков к алкоголю, причина ранней алкоголизации интенсивно изучаются сейчас во всем мире. Тревога по этому поводу не случайна. Сегодня в США, например, каждый седьмой юноша в возрасте 17 лет злоупотребляет алкоголем. Исследования, проведенные в штате Калифорния, дали следующие красноречивые цифры: в 1968 году алкоголь употребляли 65 % учащихся; в 1969 – 73 %; в 1970 – 74 5 % ; в 1971 – 77 %; в 1972 – 81 %; в 1973 – 85 %; в 1974 – 86 %.

Бельгийские социологи отмечают, что 40 % мальчиков и 27 % девочек в день выпивают не менее стакана пива. Около 70 % учащихся 7-9 классов Канады более или менее часто употребляют алкогольные напитки. Немецкий ученый Нейберт в своей монографии «Юноши и алкоголь» пишет, что только с 1952 по 1957 год число молодых алкоголиков в ФРГ выросло на 25 %.

Интересные данные получены специалистами швейцарского института по борьбе с алкоголизмом, изучавшими мотивы употребления подростками 12-16 лет спиртных напитков (см. приложение № 1).

В нашей стране среди подростков, употребляющих алкоголь, сравнительно немногие злоупотребляют им, однако «сам факт приобщения вызывает серьезную озабоченность и тревогу» при этом поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерная эволюция в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином» или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «день рождения», «гости» и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная», группа мотивов. Инициатива первого употребления алкоголя чаще всего принадлежит родителям и ближайшим родственникам.

Еще одно пагубное пристрастие – это курение. Почему же люди курят? Спросите любого, кто когда-либо закурил сигарету, и никто не подтвердит, что он сделал первую затяжку ради удовлетворения своей физиологической потребности в никотине. Ответ будет почти у всех одинаков: хотелось быстрее стать взрослым, приобщиться к тому, что ново и модно.

Страницы: 1 2


Задачи мозга
В задачи мозга входит обеспечение сложных процессов, регулирующих взаимодействие человека с окружающей средой: 1. Гомеостаз, т.е. поддержание необходимого для жизнедеятельности человека внутреннего состояния организма: дыхания, кровообращения, терморегуляции, пищеварения, сна, бодрствования и т.д. 2. Эмоции, через которые проявляются ...

Характеристика кризиса первого года жизни
Особенность современного состояния психологии возрастных кризисов состоит в том, что данные о собственно критических характеристиках поведения очень скудны. Представление о критическом возрасте строится именно на анализе трудновоспитуемости, основанием для которого, как правило, становится личный опыт исследователя, а не систематическое ...

Исследование объема внимания
Для проведения этого исследования необходим хотя бы простейший тахистоскоп. В прорези или на экране тахистоскопа на очень короткое время (0,20—0,25 сек.) предъявляются карточки с написанными на них буквами, не составляющими слова, или цифрами. После каждого предъявления испытуемый воспроизводит виденные объекты. Предъявляется последоват ...