Кто они, подростки?Страница 2
Почти все родители подвергаются критической оценке своих подрастающих детей. Подростки замечают непоследовательность в поступках родителей и сурово оценивают расхождение между провозглашенными им принципами и тем, что они делают. Нередко, заметив, в поведении родителей лицемерие и ханжество, они не считают для себя обязательным соблюдение принципов, прививаемых им до этого времени родителями.
Некоторые психологи утверждают, что пик конфликтов детей с родителями приходится на период от 14 до 16 года жизни. Только 19 % девочек и мальчиков в этом возрасте определяют свои отношения с родителями как хорошие. В случае значительных конфликтов с ребенком родители должны пересмотреть свою систему воспитания. Нежелателен и недейственен в это период диктаторский метод воспитания, если поступки самих родителей далеки от совершенства. Родительский авторитет начинает колебаться. Мнение друга, сверстников становится важнее родительского.
С развитием признаков половой зрелости у подростков исчезают описанные выше формы поведения. Они становятся более энергичными, активными, начинают интересоваться жизнью в коллективе, лицами противоположного пола. Для них характерны уже эмоциональное самообладание, большое спокойствие, меньшая критичность по отношению к родителям, товарищам, более мотивированные действия. Заметно улучшается поведение, начинают преобладать положительные эмоции.
Появление вторичных половых признаков в большинстве случаев смущает подростков. В этот период подростки начинают считать себя взрослыми. Это убеждение формируется главным образом на основе внешних признаков (рост, как у взрослых, сходство с ними в строении тела, одежде) и ведет к усиленному требованию прав на свободу в решении вопросов о своем будущем, в выборе друзей, организации досуга и т.д. В то же время подростки продолжают быть зависимыми от родителей в материальном отношении, должны выполнять школьный режим, а это приводит к тому, что родители и учителя стараются удержать положение превосходства над ними. На этой почве могут возникать конфликты между взрослыми и подростками. Если вовремя не последует переход на более демократические отношения, конфликты эти могут принять весьма острые формы. Подростки тогда стараются изолироваться от родителей и установить более близкие отношения с товарищами, где их желание быть взрослыми полностью признается, даже если те и несколько старше по возрасту. Конечно, это не означает, что за подростками нужно признавать полные права взрослых. Следует, однако, проявлять по отношению к ним больше доверия и стараться находить общий язык на основе взаимного равенства и дискуссий, так как увеличение запретов и приказов приносит чаще всего отрицательные результаты, а порой приводит даже к срыву отношений с родителями.
Очень трудно в таких случаях выбрать «золотую середину». Большой вред наносят резкие сравнения, сопоставления с другими сверстниками. Как часто приходится слышать: «Смотри, как она умеет это делать. А ты?» Каждый ребенок, а уж особенно в период созревания, протестует против копирования навязанного ему образа. Чтобы подчеркнуть это, он готов делать все наоборот. Даже обычное, безотлагательное приказание часто принимается с сопротивлением. Конечно, эта готовность к отрицательному ответу является тяжелым испытанием для родителей. Но порой стоит выждать совсем немного – и поручение будет выполнено. В противном случае сопротивление усиливается и превращается в негативное отношение.
Выше мы коснулись к психологии подростков. Да, действительно, подростковый период - трудный период. И, к сожалению, именно в эти годы человек «делает не думая». И, поэтому такие социальные болезни, как наркомания, токсикомания, алкоголизм и табакокурение очень легко охватывают все большие и большие круги молодежи. И это на сегодня очень актуальная проблема, так как будущее человечества в руках сегодняшних молодых людей. Если они не могут противостоять против этих болезней, то они, когда сами станут родителями, взрослым поколением, на что будут обучать, чему учить, как оберегать своих детей.… Поэтому надо вести дело так, чтобы за здоровый образ жизни боролись каждый человек, семья, село, поселок, город. Особенно, я думаю, эффект будет виден, когда борьба за здоровый образ жизни будет начать в семье. Семья является первым и ведущим субъектом воспитания личности. В следующих пунктах мы попытаемся определить роль семьи в профилактике алкоголизма и курения подростков.
Деятельность Станислава Теофиловича Шацкого
Станислав Теофилович Шацкий - выдающийся педагог, просветитель, общественный деятель. С 1905 года он начал создавать развивающие центры для детей и подростков, такие как «Сеттльмент», «Детский труд и отдых» и «Бодрая жизнь». Главное значение деятельности Шацкого заключалось в изучении социальной среды, её влияние на развитие человека. О ...
"Методологический стимул: методология и особенности"
После того как тема сформулирована, эгоцентризм просветляет гендерный контраст, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше воспитание просветляет позитивистский генезис, хотя Уотсон это отрицал. Тест, например, неустойчив. Душа, иcходя из того, что вызывает ...
Анализ процесса восприятия. Выделение
объекта в восприятии
Как мы видели, важнейшее значение в процессе восприятия имеет выделение из всей совокупности ощущений определённой группы их, относящейся к данному объекту.
Я смотрю из окна на улицу и замечаю в толпе, идущей по тротуару, своего знакомого. Я начинаю следить за ним. Тогда фигура моего знакомого становится объектом восприятия, а всё оста ...