Кто они, подростки?
Страница 1

Приходится наблюдать, как разговорчивый, искренний, готовый поделиться мыслями ребенок вдруг становится резким, раздражительным, а порой и грубым. Происходит это обычно с 10-15 летними детьми. Меняется не только их поведение, но и внешность. Они быстро вытягиваются, худеют, становятся неуклюжими, лицо иногда покрывается прыщами. Именно с такими детьми родители обращаются к врачу-педиатру по поводу головокружений, обмороков, болей в области сердца. А иногда дело доходит и до психоневролога.

Что с ребенком – недоумевают родители: влияет компания, не высыпается, мало отдыхает, заболел. Ребенок и сам не может понять того «нового», что так внезапно нахлынуло на него.

Что же это за период в жизни ребенка? Что происходит в его организме? Как помочь ему справиться с появившимися трудностями и проблемами?

В этом возрасте совершается переход от детства к юности. Это так называемый период полового созревания, пубертатный, переходный, или подростковый. Для него характерны огромные изменения, как в физическом, так и нервно-психологическом развитии. Отмечается резкая гормональная перестройка организма. Усиливается деятельность желез внутренней секреции: гипофиза – придатка мозга, надпочечников, щитовидной железы. Начинают функционировать и половые железы. Вещества, вырабатываемые всеми этими железами, так называемые гормоны, поступают в кровь. Гипофиз стимулирует рост организма и вместе со щитовидной железой усиливает обмен веществ.

«Ростовой скачок», «пубертатный скачок» - один из первых внешних признаков этого периода может достигать 8-9 см в течение года. У девочек он наступает между 10-12 годам жизни, у мальчиков - двумя годами позже. Поэтому то девочки в этом возрасте выше ростом, чем их сверстники мальчики, - «первый перекрест» показателей физического развития. В возрасте 14-15 лет, когда у девочек в основном уже заканчивается половое созревание, а у мальчиков этот процесс еще продолжается, мальчики снова становятся выше – «второй перекрест».

В большинстве стран мира, в том числе и в России, в последние 80-100 лет отмечается ускорение роста и развития детей – акселерация. Но причины акселерации окончательно не выяснены. Одни исследователи придают большое значение усиленному питанию, другие – более длительному пребыванию на пляжах. Многие считают, что анатомическая система ребенка постоянно «бомбардируется» сильнодействующими раздражителями в виде кинофильмов, телевидения, громкой музыки, а также уличного движения, ярких реклам и др. Эти раздражители (стимулы) ускоряют процессы выделения гормонов железами внутренней секреции, в том числе железами, обусловливающими половое развитие. Настойчивость, упрямство, легкомыслие, негативное отношение к некоторым предписаниям и правилам, подозрительность к действиям других лиц порой воспринимается, как желание подростков досадить родителям, учителям и очень часто становятся причиной конфликтов. На самом деле у подростков возбуждение доминирует над торможением, в связи с чем им трудно владеть своими эмоциями.

Изменения внешности, появившаяся неуклюжесть очень беспокоят подростков, особенно мальчиков. Они обычно боятся оказаться в смешном положении, не уверены в себе, робки, и в то же время склонны к протесту. Вследствие повышенной раздражительности подростки чувствуют себя оскорбленными по самому незначительному поводу. Часто изолируются от окружающих, живя в собственном мире переживаний и грез.

Мальчики-подростки, в сущности, очень нуждаются в любви и дружбе родителей, однако не переносят внешних проявлений этих чувств. Они отрицательно относятся к ласке, могут резко обходиться с матерью, называющей их в присутствии других уменьшительно-ласковым именем, гладящей по голове или целующей, так как считают, что согласие на такое отношение к себе свидетельствовало бы об отсутствии у них мужских качеств. В период созревания мальчики познают роль, которую в соответствии со своим полом они будут выполнять в обществе. Причем вход в эту роль для них более труден, чем для девочек. Одна из причин этого – доминирование женщины в воспитании детей. Если же при этом в семье нет еще отца или его образа, то, юноше очень трудно становиться мужчиной.

Страницы: 1 2


Исследование структуры и механизмов функционирования образа мира
Образ мира как «интегратор» взаимодействия человека с действительностью Е.Ю. Артемьева понимает образ мира как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью. Она выстраивает трехуровневую системную модель образа мира. Первый уровень – «перцептивный мир» – характеризуется системностью значений и модальной ...

Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность – все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе. Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, ...

Особенности формирования ценностных ориентаций
Ценностные основы начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте. Определим сначала их содержание. Ценности обычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут, как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет, т.е. как нечто, ценное ...