Кто они, подростки?Страница 1
Приходится наблюдать, как разговорчивый, искренний, готовый поделиться мыслями ребенок вдруг становится резким, раздражительным, а порой и грубым. Происходит это обычно с 10-15 летними детьми. Меняется не только их поведение, но и внешность. Они быстро вытягиваются, худеют, становятся неуклюжими, лицо иногда покрывается прыщами. Именно с такими детьми родители обращаются к врачу-педиатру по поводу головокружений, обмороков, болей в области сердца. А иногда дело доходит и до психоневролога. https://www.complex-safety.com техническое обслуживание системы пожарной сигнализации.
Что с ребенком – недоумевают родители: влияет компания, не высыпается, мало отдыхает, заболел. Ребенок и сам не может понять того «нового», что так внезапно нахлынуло на него.
Что же это за период в жизни ребенка? Что происходит в его организме? Как помочь ему справиться с появившимися трудностями и проблемами?
В этом возрасте совершается переход от детства к юности. Это так называемый период полового созревания, пубертатный, переходный, или подростковый. Для него характерны огромные изменения, как в физическом, так и нервно-психологическом развитии. Отмечается резкая гормональная перестройка организма. Усиливается деятельность желез внутренней секреции: гипофиза – придатка мозга, надпочечников, щитовидной железы. Начинают функционировать и половые железы. Вещества, вырабатываемые всеми этими железами, так называемые гормоны, поступают в кровь. Гипофиз стимулирует рост организма и вместе со щитовидной железой усиливает обмен веществ.
«Ростовой скачок», «пубертатный скачок» - один из первых внешних признаков этого периода может достигать 8-9 см в течение года. У девочек он наступает между 10-12 годам жизни, у мальчиков - двумя годами позже. Поэтому то девочки в этом возрасте выше ростом, чем их сверстники мальчики, - «первый перекрест» показателей физического развития. В возрасте 14-15 лет, когда у девочек в основном уже заканчивается половое созревание, а у мальчиков этот процесс еще продолжается, мальчики снова становятся выше – «второй перекрест».
В большинстве стран мира, в том числе и в России, в последние 80-100 лет отмечается ускорение роста и развития детей – акселерация. Но причины акселерации окончательно не выяснены. Одни исследователи придают большое значение усиленному питанию, другие – более длительному пребыванию на пляжах. Многие считают, что анатомическая система ребенка постоянно «бомбардируется» сильнодействующими раздражителями в виде кинофильмов, телевидения, громкой музыки, а также уличного движения, ярких реклам и др. Эти раздражители (стимулы) ускоряют процессы выделения гормонов железами внутренней секреции, в том числе железами, обусловливающими половое развитие. Настойчивость, упрямство, легкомыслие, негативное отношение к некоторым предписаниям и правилам, подозрительность к действиям других лиц порой воспринимается, как желание подростков досадить родителям, учителям и очень часто становятся причиной конфликтов. На самом деле у подростков возбуждение доминирует над торможением, в связи с чем им трудно владеть своими эмоциями.
Изменения внешности, появившаяся неуклюжесть очень беспокоят подростков, особенно мальчиков. Они обычно боятся оказаться в смешном положении, не уверены в себе, робки, и в то же время склонны к протесту. Вследствие повышенной раздражительности подростки чувствуют себя оскорбленными по самому незначительному поводу. Часто изолируются от окружающих, живя в собственном мире переживаний и грез.
Мальчики-подростки, в сущности, очень нуждаются в любви и дружбе родителей, однако не переносят внешних проявлений этих чувств. Они отрицательно относятся к ласке, могут резко обходиться с матерью, называющей их в присутствии других уменьшительно-ласковым именем, гладящей по голове или целующей, так как считают, что согласие на такое отношение к себе свидетельствовало бы об отсутствии у них мужских качеств. В период созревания мальчики познают роль, которую в соответствии со своим полом они будут выполнять в обществе. Причем вход в эту роль для них более труден, чем для девочек. Одна из причин этого – доминирование женщины в воспитании детей. Если же при этом в семье нет еще отца или его образа, то, юноше очень трудно становиться мужчиной.
Особенности развития Я-концепции в младенчестве
Ж. Пиаже сделал вывод о том, что мышление ребенка формируется прежде, чем становится речевым. Он выделил операции как определенные логически выстроенные структуры мышления. Их преобразование и развитие составляют содержание интеллектуального развития детей. Ж. Пиаже ввел такое понятие, как «схемы» – способы адаптации человека к окружающ ...
Понятие Я – концепции. Общее определение
Итак, В. Джемс выдвинул 2 аспекта осознания человеком самого себя:
1) Я – содержание (совокупность качеств, умение описать себя),
2) Я – процесс (описание себя в данный момент).
На основе этого Р. Бернс дал свое определение Я – концепции и разработал ее структуру. Я – концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, ...
Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте учебная Деятельность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка.
Мотивация – учебно-познавательная, потребность в саморазвитии (по Эльконину).
Мотивационная сфера (Леонтьев). Развиваются разнообразные социальные мотивы. Главный мотив уч ...