Пьянство родителей и несчастье детей
Страница 1

В работах А.М. Чегота и Д.И.Шестакова «Социальное зло – алкоголизм. Семья и право», изданный в 1988 г., приведены следующие примеры:

«Открыли свиную тушенку, хозяйка варит картошку, а хозяин достал большую бутылку самогона и разливает по стаканам. Рядом вертится мальчонка 4-5 лет, заинтересованно поглядывая на наши винтовки, погоны, медали. «Ну-ка, Василек», - говорит хозяин и наливает почти полный стакан мутной жидкости. Мы и ахнуть не успели, как Василек осушил свой стакан и заправски заел чесноком. «Ты что, дед, сдурел, - возмущается наш старшина, - ты к чему внука приучаешь?». «Ничего, настоящим мужиком будет!» - гордо отвечает хозяин. Васильку сейчас около 45.… Стал ли он «настоящим мужиком», не знаю, но если он так же настойчиво и с молодых ногтей приучал к спиртному своих детей, и его и их судьба вряд ли оказалось светлой…»

А вот пример из сегодняшнего дня. Супруги Б. алкоголики. Старшие их дети в интернате, а с ними проживает трехлетняя Наташа. В один из очередных «пьяных вечеров» родители напились до бесчувствия, оставив без присмотра маленькую дочь. Голодная Наташа стала «ужинать» и допивать оставшееся в стаканах, тем более что родители и раньше приучали ее к вину. Тяжелое алкогольное отравление, дочь оказывается в больнице…

Это примеры чудовищны, и хотя не так уж редки, все же не в них главная опасность. Спаивание родителями детей – крайний случай родительской безответственности, если не сказать сильнее: преступной злой воли. В значительной части наших семей употребление алкоголя одним или обоими родителями – вещь достаточно распространенная. Редкий ребенок появляется на свет не под звон бокалов и рюмок. Молодая мать еще в больнице, а отец уже «отметил» появление своего сына или дочери с родителями, с приятелями и знакомыми. Возвращение из родильного дома, знакомство с новорожденным и … новые возвлияния, в которых принимает участие уже весь «семейный коллектив». Так незримо и даже весело в жизнь ребенка входит алкогольный образ его семьи.

Еще одно интересное явление. Почему молоко или чай все пьют из фарфоровых чашек, которые не просвечивают, а вот «ту жидкость», похожую на чай или воду, - из красивых сверкающих рюмок и бокалов? Почему когда чай, все сидят спокойно разговаривают, а когда «это», говорят громко, смеются, ударяют рюмкой о рюмку, иногда даже встают? Очень скоро ребенок уже все знает: это не «та жидкость», а водка или пиво, говорить громко – значит «тост», а это значит «чокаться». А потому ему, возможно, придется познакомиться и с другими словами: «бормотуха», «опять набрался», «дай на опохмелку», «алкаш»…

Воспитатели детских садов давно заметили, что дошколята с упоением играют в домашние застолья и со знанием дела произносят тост: «Ну, поехали!», чокаются, опять наливают и очень похоже изображают пьяных. Над этим можно бы и посмеяться, если бы не некоторые страшные последствия. Недавно показали документальный фильм о женском алкоголизме. Небольшой диалог (с восьмилетним мальчиком) из этого фильма:

- Ты где бы хотел работать?

- Я пойду в милицию!

- А почему в милицию?

- Пусть мне дадут пистолет.

- Зачем тебе пистолет?

- Я бы всех пьяных застрелил, они детей бьют.

- А тебя кто бил?

- Мама…

Пьянство, естественно, влияет на все стороны семейной жизни: прежде всего, на взаимоотношения между супругами, на материальное положение семьи, на здоровье будущего поколения и на воспитание детей.

Беспристрастные цифры свидетельствуют: почти 50 % алкоголиков выросли в семьях, где отношения между родителями были конфликтные. В семьях, где родители еще не стали алкоголиками, а только часто заглядывают в рюмку, дети лишены многих радостей: и едят они не так сладко, как их сверстники из благополучных семей, и одеты они не так нарядно, и игрушек у них мало, но самое главное – у них не по-детски серьезные и грустные глаза.

Известно, что у каждого здорового ребенка вкус и запах водки вызывает отвращение. Тем не менее, большинство детей до шестнадцати лет успевают попробовать спиртное. Кто же дал им первые уроки? Результаты опросов показывают: семь из каждых десяти ребят впервые попробовали спиртное по предложению собственных родителей или других родственников.

И сколько бы родители потом не жаловались, ни кивали на плохих дружков и «улицу», факт остается фактом: сделать первый шаг к пьянству помогают самые близкие люди. Дети хотят быть похожими на взрослых, стремятся подражать им во всем. И если выходные и праздничные дни, когда вся семья собирается вместе, превращается в застолье с обязательной выпивкой, то дети привыкают думать, что именно в этом состоит смысл и радость «взрослой» жизни.

Учителя одной из рижских школ заинтересовались, насколько велика осведомленность учеников в области спиртных напитков. Оказалось, что мальчики знали названия почти 100 марок вин, а девочки – наполовину меньше. Стали уточнять, в каком возрасте произошло приобщение к алкоголю, и поучили тревожную картину:

Страницы: 1 2 3


Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется уче ...

Конституционная теория Э. Кречмера
В теоретической конструкции Э. Кречмера выделено три типа конституций: лептосомный(узкий), имеющий узкие и длинные конечности, впалую грудь, узкий череп; склонный к шизотимическому темпераменту (замкнутость, эгоизм, контрастность переживаний и поведения); пикнический (компактный), отличающийся округлостью и мягкостью хабитуса, развито ...

Исследование уровня развития общих способностей детей младшего школьного возраста. Методика определения общих способностей у детей младшего школьного возраста
Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельности (работы на разных участках общественного производства, науки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, ...