Механизмы проявления страхов у детей
Страница 1

Механизмы проявления страха у человека является условно рефлекторным. Возможны и интуитивные проявления страха.

В зависимости от авторов отмечаются разные причины страха.

Дж. Боулби отмечает, что причиной страха является присутствие чего – то угрожающего, но и отсутствие того, что обеспечивает безопасность.

К. Изард подразделил причины страха на внешние и внутренние.

А. С. Зобов все опасности вызывающие страх разделил на три группы.

1. реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;

2. мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию;

3. престижные угрожающие поколебать авторитет.

А что вызывает страх у детей, и какова его динамика, начиная с младенчества и заканчивая младшими школьниками?

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей.

Первичная эмоция страх на сильный раздражитель наблюдается уже у новорождённых. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни. Боязнь животных и темноты появляется после трёх лет, достигая пика в четыре года.

По данным П. С. Зобова, в дошкольном возрасте преобладают мнимые страхи над реальными. В последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных возрастает.

Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе – страх, вызванный угрозой нападения животных, третье – боязнь падения с большой высоты и дорожно-транспортных происшествий.

Страх выступает как один из показателей многих нервных и психических заболеваний. Однако по отношению к здоровью детей дошкольного возраста и младших школьников. Страх может рассматриваться как самостоятельное болезненное состояние организма, дающее начало другим психоневрологическим заболеваниям. Именно по этой причине диагностика, лечение и предупреждение страхов у детей имеет самостоятельное значение.

Под страхом понимается реакция ребёнка в результате осознания им угрозы собственной биологической и личной целостности близких ему людей или себя.

Появление у ребёнка страха означает постепенное завершение "наивного" этапа его развития, когда он ещё верил в бессмертие сказочных героев, и начало понимания того, что любая жизнь имеет неизбежный конец. А наблюдаемый у детей страх является результатом переживания ими утраты, боли на основе инстинкта самосохранения.

Первые страхи у детей появляются очень рано и обычно вызываются резким изменением окружающей среды или возникающими в организме ребёнка болями.

Страх смерти у детей появляется в 5 – 6 лет. Именно это нередко обуславливает заболевание детей неврозами, заиканиями. В 6 – 7 лет дети начинают бояться смерти родных и близких.

Степень и сила страха у детей во многом зависит от отношения родителей к ним. Как правило, к страху склонны дети таких родителей, которые тревожны, беспокойны, так как они весьма часто предостерегают своих детей, опасаются за них даже бес повода. Вторым источником страхов у детей является через мерная строгость родителей, так как частые и необоснованные наказания формируют у детей боязливость, тревожность, которые нередко трансформируются в страхи. Третьим источником страхов у детей выступают страхи самих родителей, которыми дети быстро заражаются.

Исследования психологов показали, что у тревожных и беспокойных родителе более половины детей подвержены страхам различного рода. В зависимости от условий развития и типа нервной системы эти источники могут формировать страхи невротического характера. Эта форма страхов чаще всего наблюдается в подростковом возрасте в результате переживания, одиночества, уродства, потери близкого человека. Длительные переживания страхов могут оказать заметное влияние и на характер человека.

Виды страхов.

1.Боязнь различных раздражителей.

2.Боязнь боли – начиная с рождения.

3.Боязнь животных – примерно с 2 лет

4. Боязнь чужих людей, незнакомых объектов

5. Боязнь высоты, темноты.

6. Боязнь смерти.

7. Боязнь воин, катастроф.

В переживании страхов у детей чётко наблюдаются половые различия: девочки более боязливы, чем мальчики. Формирование страха зависит от условия развития ребёнка: городские дети менее боязливы, чем деревенские.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего новообразования – внутренней позиции школьника, но иногда это вызывает не уверенность, постоянное ожидание неуспеха, что ведёт к возникновению страха.

Школьники младших классов в начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место и престижные опасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты боязни животных, опасение за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяют боязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязнь получения плохой отметки, выступление перед большой аудиторией. Это подтверждается данными Н. К. Сурогиной: у школьников 7 -10 лет в 72% случаев присутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем. Это свидетельствует о наличии дистанции между учителем и учениками, отсутствие между ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателя интереса к детям.

Страницы: 1 2


Образ мира как когнитивная карта
Исследования модели мира, как отражения субъективного опыта человека, предпринимались, прежде всего, в рамках когнитивного направления, в связи с проблемой восприятия, хранения и переработки информации в человеческом сознании. Главная функция сознания определяется как познание мира, что выражается в познавательной активности. При этом о ...

Культурно-историческая психология (научная школа Л. С. Выготского). Становление научной школы Л.С. Выготского
При рассмотрении истории становления научной школы Л.С. Выготского возникает много сложных, касающихся вопросов ее истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций различных ее последователей и сторонников. Одним из них можно считать вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие деятельности . Из ...

Сущность и понятие человека, как социального существа. Кто такой человек?
Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека. Нелегко представить себе, как мучительно долго, через ...