Типология семейных ценностей

Анализ литературы, проведенный автором настоящей работы, позволяет резюмировать, что вопрос типологии систем семейных ценностей крайне мало изучен. Нет, пожалуй, ни одной более менее научно обоснованной классификации. Однако, предполагая, что система семейных ценностей является составной частью системы этики и производна от последней, можно обратиться к типологии этик, разработанной П. Сорокиным. Он выделял три основных их класса:

1. Идеациональные этические системы, характеризующиеся направленностью на единение со сверхчувственным. Идеалы и ценности здесь рассматриваются как исходящие от Бога, и потому абсолютные, безусловные, неизменные, вечные, а чувственные удовольствия - как препятствия на пути к достижению Бога, преодолеваемые человеком в процессе его духовного совершенствования.

2. Чувственные этические системы, для которых высшая ценность - «в рафинированной или грубой форме чувственное счастье, наслаждение». Их нормы и идеалы относительны, а не абсолютны, целесообразны и изменчивы в зависимости от людей, групп и обстоятельств, в которые те вовлечены, а потому рассматриваются как созданные человеком. Если они служат целям счастья, то принимаются, если нет - напрочь отвергаются.

3. Идеалистические этические системы являют собой синтез идеациональных и чувственных нравственных ценностей. Подобно идеациональной этике, этика идеалистическая видит высшую ценность в Боге, но в отличие от идеационализма, она положительно оценивает те чувственные ценности, «которые благородны и не противоречат Абсолюту».

Некоторые авторы в качестве отдельных систем рассматривают также православную систему, как набор высоконравственных и духовных ценностей. Также в отдельную систему выделяют так называемую советскую систему семейных ценностей.

С позиций социологического подхода многие авторы указывают на взаимосвязь системы семейных ценностей и общей направленности семьи. В связи с этим, выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

- общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

- противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

- антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества) [18].


«Филосовский тест: методология и особенности»
Восприятие постоянно. Самонаблюдение, как справедливо считает Ф. Энгельс, абсурдно начинает закон, к тому же этот вопрос касается чего-то слишком общего. Роджерс определял терапию как, самость отталкивает аутизм, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных психопатологических типологиях. Сновидение иллюстрирует ...

Направления, теории и причины агрессивности
Проявление агрессивности у подростков и взрослых может вызываться и другими причинами, а не только влиянием воспитания. Люди и ситуации, в которых оказывается подросток, могут также формировать его склонности к агрессивному поведению, если оно способствует достижению успеха. Те поощрения, которые он получает за успешное выступление в аг ...

В гештальттерапии
Была создана Ф.Перлзом и его женой Лаурой. Основывается на дачи участникам возможности обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждает опознать и принять ранее игнорируемые аспекты. Гештальттерапия поощряет “переход к конфликту” или “бытие тем, что мы чувствуем” в качестве противопоставления простым разговорам о ...