Приемы установления и развития психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом
В начальной стадии установления психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом диагностируются психическое состояние опрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта [15, c. 43].
Действия оперативного работника, предшествующие получению показаний, - удостоверение в личности опрашиваемого, разъяснение ему его прав и обязанностей, имеют свою сверхзадачу: они вводят опрашиваемое лицо в процесс официально-ролевого общения. На этой стадии установления психологического контакта важное значение имеет предупреждение возможного нежелания лица давать правдивые показания на основе использования положительных качеств личности опрашиваемого, эпизодов из его биографии.
Система предупреждений может значительно снизить психическую активность опрашиваемого. В начальной стадии установления психологического контакта рекомендуется избегать того, что может повысить психическую напряженность опрашиваемого, сковать его общение. При этом оперативный работник стремится вызвать активность опрашиваемого и получить информацию о его личностных особенностях и психическом состоянии, определить его отношение к правосудию, данному следственному действию и к личности самого работника. При этом он делает предварительные выводы о возможной тактике опроса в данной ситуации и устанавливает коммуникативный контакт с опрашиваемым лицом. Он подразумевает систему приемов оптимизации отношений между общающимися лицами, “внутренние и внешние ухищрения, с помощью которых люди примеряются друг к другу в общении”. Устанавливаемый в начале опроса, он должен всемерно углубляться. Сохраняя лидерство в общении, оперативный работник не подавляет, а развивает психическую активность опрашиваемого лица [33, c. 75].
Рефлексивность, проникновение во внутренний мир партнера по общению - основное условие активизации общения.
Особую чуткость, тактичность и синтонность (сочувствие) должен проявить оперативный работник при опросе лица, перенесшего психическую травму от насильственных действий преступника.
Опора на положительные качества личности опрашиваемого - существенный момент вступления в контакт.
Одной из задач оперативного работника является распознание и преодоление психологических барьеров, препятствующих оптимизации опроса Таким барьером могут быть бравада, наглость опрашиваемого, стремление запутать дело, уйти от ответственности, установка на противодействие; правовая неграмотность, опасение отрицательных последствий, боязнь мести со стороны заинтересованных лиц, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т. п.
Для установления коммуникативного контакта важна как общая ориентация в личностно-психологических особенностях опрашиваемого (особенности темперамента, характера, ценностных ориентации, интересов, наклонностей, интеллектуальных и коммуникативно-речевых способностей), так и ориентация в установочных позициях индивидуума в отношении к расследуемому событию, мотивы его возможной личной заинтересованности в определенном исходе.
Пути и средства профилактики алкоголизации и курения подростков в семейном
воспитании (экспериментальное исследование). Организация
исследовательской работы, диагностика и результат
В моем исследовании генеральной совокупностью являются подростки в возрасте от 12 до 15 лет. Исследование проводилось в МСОШ д.Карышка Баймакского района РБ. Выборочная совокупность равна 33 человек: 15 мужского пола и 18 женского. Я проводил выборочное исследование при помощи анкетирования.
1.алкоголь
1.Употребляете ли Вы алкоголь?
...
Причины возникновения семейных конфликтов
Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития ка ...
Когнитивная теория Ж.Пиаже
Теория Ж. Пиаже противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и структурам, которые они уже имеют, конструируя знания из собственного опыта. Развитие познавательных способностей ...
