Наблюдение
Страница 1

Наблюдение позволяет получить данные о причастности интересующего лица к преступлению, отношении к содеянному, чертах характера, культурном уровне и принадлежности к определенному социальному слою, умении контролировать свои действия, эмоциональной устойчивости, психическом состоянии во время следственного действия, привычках, специфическом жизненном опыте и пр. [28, c. 87].

Использование этого метода, как правило, не включается в письменные планы, но является необходимой частью работы оперативного работника. Предметом наблюдения могут быть поведение (действия) интересующего лица, его высказывания, внешний вид и т.д.

Наблюдение может иметь узкую направленность, если оперативного работника интересуют конкретные, заранее определенные психологические особенности интересующего лица. Например, оперативный работник может сделать предметом наблюдения эмоциональную устойчивость интересующего лица и фиксировать только реакции, указывающие на его эмоциональное состояние в различные моменты действия, изменения состояния и пр.

Однако на первых опросах оперативному работнику, как правило, необходимо вести более широкое, ориентировочное наблюдение, позволяющее выявить самые различные психологические свойства интересующего лица. Для организации подобного наблюдения требуется определить основные объекты наблюдения [17, c. 67].

А. Внешний облик. Выражение лица, мимика (выразительные движения) с большей или меньшей полнотой передают как временные психические состояния, так и устойчивые отношения к действительности. Поэтому лицо обвиняемого должно быть одним из главных объектов наблюдения. Мимика в каждый отдельный момент выражает одно из четырех главных психических состояний: удовольствие, неудовольствие (огорчение, досаду, стыд и др.), гнев и страх.

Напряженность, неестественность мимики, покраснение лица или чрезмерная бледность, дрожание губ могут указывать на сильное эмоциональное напряжение. Неадекватность мимики (например, улыбка при рассказе о печальных событиях) бывает вызвана неуверенностью, отсутствием твердой внутренней позиции или желанием скрыть свое подлинное отношение к происходящему. Аффектированная, демонстративная мимика обычно свидетельствует о желании обратить на себя внимание собеседника, создать у него определенное впечатление. Бедность, невыразительность мимики часто наблюдается при депрессивных состояниях, подавленности.

Оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отражает образ жизни человека, некоторые мотивы его поведения, отношение к себе, эстетические представления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки) указывает нередко на склонность к рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположного пола [25, c. 78].

Некоторые признаки оформления внешности указывают на солидаризацию с традициями, вкусами, моралью определенных социальных групп. Например, татуировки в виде колец, женских головок, некоторых надписей могут свидетельствовать о принадлежности к преступному миру; подчеркнутое следование последней моде в одежде, обилие украшений из золота и драгоценных камней — о связях со спекулянтами и расхитителями.

Б. Поведение (действия). По содержанию все действия интересующего лица, наблюдаемые оперативным работником, являются способствующими или препятствующими установлению истины. В большинстве случаев препятствование, сопротивление вызывает у интересующего лица внутреннее напряжение, связанное с повышенным самоконтролем, что внешне выражается в неестественности, скованности действий [36, c. 54].

Внешние признаки действий, доступные наблюдению, обусловлены врожденными свойствами человека (типологическими свойствами высшей нервной деятельности), воспитанием, временными психическими состояниями. Так, большая двигательная активность, резкость движений, частое изменение позы могут свидетельствовать о легкой возбудимости, недостаточном умении сдерживать желания, склонности к раздражительности, эмоциональным вспышкам. Скупость, сдержанность движений нередко указывают на врожденную уравновешенность, хорошее самообладание.

Особой выразительностью отличаются движения рук. Именно поэтому многие люди, испытывая смущение, неуверенность, робость, сознательно или непроизвольно прячут руки. Тремор рук, ошибки при выполнении мелких движений могут указывать на внутреннее напряжение человека. Необходимо, однако, учитывать, что одинаковые моторные проявления наблюдаются при переживании совершенно различных состояний. Поэтому их следует оценивать только как указание на нарушение равновесия во внутреннем состоянии [19, c. 43].

Ситуативно обусловленные изменения в психическом состоянии Интересующего лица— важный показатель его отношения к вопросам. Наблюдения за этими изменениями следует вести непосредственно в процессе постановки вопросов, так как внешние проявления психического состояния подчиняются сознательному контролю. Уравновешенным и хорошо умеющим владеть собой людям бывает достаточно несколько секунд, а иногда и долей секунды, чтобы подавить моторные проявления переживаемого состояния.

Страницы: 1 2


Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия подростками взрослых. Социальный стереотип как психологическое явление
Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе "Общественное мнение" ( ...

Куб Линка
Эта методика направлена прежде всего на исследование развития у человека комбинаторных способностей. Испытуемому дается 27 кубиков, грани которых окрашены в разные цвета (например, красный, синий и зеленый). Предлагается сложить из них один большой куб (3х3х3) таким образом, чтобы все его боковые грани были красного цвета. Отдельные куб ...

Особенности формирования ценностных ориентаций
Ценностные основы начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте. Определим сначала их содержание. Ценности обычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут, как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет, т.е. как нечто, ценное ...