НаблюдениеСтраница 2
Например, предупредительность, мягкость, корректность интересующего лица во время опроса еще не говорят о том, что эти черты свойственны ему на самом деле. Поэтому впечатление о манере интересующего лица держаться нуждается в тщательной проверке [11, c. 65].
В. Высказывания (речевое поведение). В речевом поведении содержание и форма высказывания неразрывно связаны. В процессе речевого общения информация передается не только в словесной форме, но и с помощью жестов, интонации, пауз, мимики. Объектами наблюдения в речевом поведении должны быть словарный запас, грамматический строй речи, виды речи (монологическая и диалогическая), интонация, темп речи, артикуляция.
По индивидуальным особенностям речевого поведения в общих чертах можно судить о некоторых психологических свойствах лица.
Так, бедность словарного запаса, частое употребление жаргонных слов и выражений, недостаточное овладение навыками монологической речи могут служить показателями низкого культурного уровня, принадлежности к лицам с асоциальным поведением. Примитивность грамматических конструкций речи, «смазанность» артикуляции, невыразительность, монотонность интонаций могут свидетельствовать об умственной отсталости или интеллектуальной ограниченности [21, c. 78].
Некоторые признаки речевого поведения могут служить показателями эмоционального состояния интересующего лица: эмоциональные вспышки (гнев, страх, возмущение и др.) часто сопровождаются изменениями темпа речи, ее затрудненностью, удлинением или сокращением пауз. Сильное нервно-психическое напряжение иногда вызывает заторможенность речевой деятельности, внешне выражающуюся в забывании хорошо известных слов, навязчивом повторении одних и тех же выражений, ошибках в произношении и пр.
Результаты наблюдения обычно используются оперативным работником для определения тактики оперативно-розыскных действий, в первую очередь проведения опроса, для установления психологического контакта, снятия барьеров в общении.
Например, оперативный работник, в результате наблюдения отметил у интересующего лица такие качества, как тщеславие, высокомерие и т. п. Когда он психологически был готов дать правдивые показания, оперативный работник, учитывая особенности характера интересующего лица, предложил провести допрос руководителю следственной бригады. Это дало положительный результат [19, c. 54].
Приемы установления и развития психологического контакта оперативного
работника с интересующим лицом
В начальной стадии установления психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом диагностируются психическое состояние опрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта [15, c. 43].
Дейс ...
Приложения
Приложение 1
Схема 1. Взаимодействие специалистов с подростком в общеобразовательном учреждении
Приложение 2
Результаты диагностики уровня тревожности (констатирующий эксперимент)
Приложение 3
Результаты диагностики уровня тревожности
(контрольный эксперимент)
...
Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании
детей
Целью социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.[9] Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:
- осуществлять дея ...