НаблюдениеСтраница 2
Например, предупредительность, мягкость, корректность интересующего лица во время опроса еще не говорят о том, что эти черты свойственны ему на самом деле. Поэтому впечатление о манере интересующего лица держаться нуждается в тщательной проверке [11, c. 65].
В. Высказывания (речевое поведение). В речевом поведении содержание и форма высказывания неразрывно связаны. В процессе речевого общения информация передается не только в словесной форме, но и с помощью жестов, интонации, пауз, мимики. Объектами наблюдения в речевом поведении должны быть словарный запас, грамматический строй речи, виды речи (монологическая и диалогическая), интонация, темп речи, артикуляция.
По индивидуальным особенностям речевого поведения в общих чертах можно судить о некоторых психологических свойствах лица.
Так, бедность словарного запаса, частое употребление жаргонных слов и выражений, недостаточное овладение навыками монологической речи могут служить показателями низкого культурного уровня, принадлежности к лицам с асоциальным поведением. Примитивность грамматических конструкций речи, «смазанность» артикуляции, невыразительность, монотонность интонаций могут свидетельствовать об умственной отсталости или интеллектуальной ограниченности [21, c. 78].
Некоторые признаки речевого поведения могут служить показателями эмоционального состояния интересующего лица: эмоциональные вспышки (гнев, страх, возмущение и др.) часто сопровождаются изменениями темпа речи, ее затрудненностью, удлинением или сокращением пауз. Сильное нервно-психическое напряжение иногда вызывает заторможенность речевой деятельности, внешне выражающуюся в забывании хорошо известных слов, навязчивом повторении одних и тех же выражений, ошибках в произношении и пр.
Результаты наблюдения обычно используются оперативным работником для определения тактики оперативно-розыскных действий, в первую очередь проведения опроса, для установления психологического контакта, снятия барьеров в общении.
Например, оперативный работник, в результате наблюдения отметил у интересующего лица такие качества, как тщеславие, высокомерие и т. п. Когда он психологически был готов дать правдивые показания, оперативный работник, учитывая особенности характера интересующего лица, предложил провести допрос руководителю следственной бригады. Это дало положительный результат [19, c. 54].
Детско-отцовские отношения и развитие личности ребенка
Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании ребенка (И.М. Марковская, И.С. Кон, Т.Н. Мартынова, Н.А. Коркина) [32;43;24]. Они подтверждают тот факт, что роль отца в социализации личности ребенка чрезвычайно велика.
Многие исследователи изучали влияние отцовского примера н ...
Умственное развитие
В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования ...
Признаки индивидуально стиля педагога
Одаренный, творческий человек – это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. ...