[an error occurred while processing the directive]

Психолого-педагогический подход к проблеме страха младших школьниковю Общая характеристика страха как категории педагогики и психологии
Страница 1

Психологические материалы » Причины страхов младших школьников и способы их коррекции » Психолого-педагогический подход к проблеме страха младших школьниковю Общая характеристика страха как категории педагогики и психологии

Эмоциональное состояние, возникающее в присутствии и предвосхищении, опасного или вредного стимула называется страх.

Страх, как отмечает К. К. Платонов, проявляется в двух основных формах - астенической и стенической.

Первая проявляется в пассивно - оборонительных реакциях (оцепенение, ступор) и в активно – оборонительных реакциях – в мобилизации своих возможностей для предупреждения опасного исхода.

Стеническое проявление страха выражается в состоянии боевого возбуждения, по терминологии Б. М. Теплова. Оно связано с активной познавательной деятельностью в момент опасности и положительно окрашено, т. е. человек испытывает наслаждение и повышение психической активности.

В традиционной психологии принято относить страх к числу астенических эмоций, т.е. понижающих жизнедеятельность. Страх действует угнетающе на психологическую деятельность и тем более на интеллектуальную работу. Состояние опасности вызывает эмоцию страха. Полная победа над страхом может сама по себе дать в самом лучшем случае только нормальное психическое состояние и отсутствие мучительных переживаний.

Страх не единственная возможная реакция на опасность. Он не является чем - то естественно неизбежным, с чем можно бороться лишь голосом разума. Опасность может совершенно непосредственно вызывать эмоциональное состояние, повышающее психологическую деятельность. Такое определение страха предложил Б. М. Теплов.

Определение З. Фрейда отличается. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида и направленная на источник опасности.

В зависимости от характера угрозы переживания проходят диапазон оттенков опасения, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определён или неосознан, возникающее состояние называется тревогой.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает искать путь её избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (страх панический, ужас), он способен навязать стереотипы поведения.

В социальном развитии человека страх выступает, как одно из средств воспитания используется как фактор регуляции поведения. В условиях общества повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и оценивается негативно.

Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться длительное время. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях.

Значит страх, характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желанием бежать или нападать.

Главной задачей, стоявшей перед психологией страха, было найти, возникшие не в результате научения стимулы, вызывающие страхи, и объяснить эти страхи на основе инстинктивных процессов. Ребёнок, как предполагали, инстинктивно боится темноты, животных, большой массы воды, слизистых предметов – многие из этих страхов, как считал Стэнли Холл, унаследованы человеком от животных предков. Психологи один за другим опровергали существование таких страхов, до тех пор пока в бихевиоризме их не осталось два. Уотсон говорил, что существует только две вещи, которые вызывают реакцию страха, громкий звук и потеря поддержки. Все последующие страхи образованны в результате обуславливания. Позднее исследователи, изучившие детские страхи, указали на то, что взгляды Уотсона являются упрощёнными. Различные ученые, исследуя разные контингенты детей, не смогли найти эти два "первичных страха". Как писал Джерсилд, "Стимул страха не может быть представлен как изолированный стимул. "Незаученные" страхи у ребёнка могут вызывать не только шум и потеря поддержки, но и сильный, стремительно появившейся, неожиданный или новый стимул, к которому индивид, как кажется, является неготовым". Т. е. ситуации, на которые организм не может адекватно реагировать, представляют собой угрозу и вызывают тревогу или страх.

Споры по поводу "первичных страхов", которые ведут инстинктивисты и бихевеористы, опираются на ложное основание.

Что касается наследственности, то об этом мы можем сказать, что организм реагирует на ситуации, с которыми не может взаимодействовать, тревогой или страхом. Проблема возникновения тревоги и страхов после рождения сводится к двум вопросам – как происходит созревание и научение. Так же ставится вопрос, следует ли вообще называть эти реакции детей, описанные Уотсоном "страхом". Такое предположение объяснило бы не специфический характер этих реакций, т. е. то обстоятельство, что страх не появляется наверняка при одном и том же стимуле даже у одного и того же ребёнка.

Страницы: 1 2


Акцентуации характера у подростков.
Акцентуациихарактера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности было выделено две степени ...

Роль наследственности в жизни человека
Психогенетика - это область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психофизиологии и изучающая взаимодействие генетических ( наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств личности. Феномену наследственности неи ...

Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Понятие «любовь» используется в литературе в различных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических основ. В социальном аспекте делается акцент на социальной силе любви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. Любовь рассматривается в контексте идеи раве ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]