[an error occurred while processing the directive]

Адаптация, понятие и структура
Страница 2

С точки зрения О.И.Зотовой и И.К.Кряжевой процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям.

Характеризуя социальную адаптацию как процесс, исследователи выделяют следующие компоненты: «адаптивная среда», «адаптирующий элемент» (личность, или группа лиц), «адаптивная ситуация», «адаптивная потребность».

Среда адаптации, будучи детерминирована всеми социально- экономическими условиями общества, в каждом конкретном случае подразделяет на предметную (вещественную) и личностную, где под предметной средой понимаются виды деятельности, которые должны освоить личность и общество, а под личностной – состав членов данной группы, преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат. Адаптирующийся элемент – личность – представляет собой, по утверждению А.Л. Леонтьева, «относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», взаимодействующих со средой адаптации на различных уровнях и различными элементами. Понятие «личность» широко исследовано психологами, поэтому мы используем основные, установленные ими научные положения о направленности, знаниях, умениях, привычках, индивидуальных особенностях психических процессов, свойствах темперамента. Адаптирующийся элемент также может представлять собой группу лиц или коллектив.

Адаптивная ситуация возникает только в результате взаимодействия среды адаптации и адаптирующегося элемента. Это взаимодействие порождается перемещением элемента в новую среду или изменением положения и взаимоотношений элемента в прежней среде. Адаптивная ситуация является началом, толчком процесса адаптации. Адаптивная среда и адаптивная ситуация как компоненты адаптации не заменяют друг друга, а тесно взаимодействуют между собой и опосредованы личностью.

Исследователи, выделяющие в процессе социальной адаптации «адаптивную ситуацию» и «адаптивную потребность», несомненно, правы, но выделение лишь этих компонентов ведет к отрыву от личности, испытывающей адаптивную потребность. Необходимо в качестве компонента адаптации рассматривать личность, основным признаком который является наличие у нее адаптивной потребности.

Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. Адаптивная ситуация выступает в качестве причины появления адаптивной потребности, которая характеризует процессы, свойственные личности. Проявляется адаптивная потребность в мотивах, побуждающих личность к деятельности и становящихся формой ее проявления. Удовлетворение адаптивной потребности заключается в присвоение человеком определенной формы деятельности.

Динамика становления адаптивной потребности представляется следующим образом:

- возникновение рассогласования между личностью и социальной средой;

- переживание индивидом этого рассогласования в форме психического напряжения, беспокойства, когнитивного диссонанса, стресса и т.п.;

- осознание личностью этого рассогласования, его причин, содержания, форм проявления;

- оценка личностью этого рассогласования, выработка мотивов и установка на адаптацию;

- конструирование целей, планов, индивидуальных стратегий, тактики адаптации.

Следует иметь в виду, что рассогласование между личностью и средой может наступить: а) в результате изменений как предметной, так и личностной среды адаптации; б) на различных подструктурах личности: мотивы, направленность, знания, умения, навыки и т.д. Степень рассогласования усиливает или уменьшает адаптивную потребность.

В самой адаптивной потребности можно выделить отдельные элементы:

а) потребность в получении информации о среде;

б) потребность в усвоении необходимых умений и навыков;

в) потребность в установлении положительных связей и отношений.

Дальнейший анализ понятия «социальная адаптация» требует рассмотрения ее видов.

Страницы: 1 2 3


Дезадаптация.
Н.Г.Лусканова, И.А.Коробейников рассматривают школьную дезадаптацию как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, владение которой по ряду причин становится затруднительным или в крайних случаях невозможен. /12/ Н.Л.С ...

Понятие агрессии
Достижение спортивной цели связано с риском, дефицитом времени. Борьба за результат всегда эмоционально окрашена и является причиной таких эмоций как гнев. Гнев в комбинации с эмоциями отвращения и презрения составляют главный компонент враждебности, которая в свою очередь складывается из эмоций, чувств и аффективно-когнитивной направле ...

Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцен
Для изучения особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков в профессиональной сфере мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие учащиеся 9 класса МОУ СОШ №4 в количестве 30 человек (19 юношей и 11 девушек) в возрасте 15 лет. Перед некоторыми учащимися уже сейчас встает вопрос, какую профессию в ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]