Адаптация, понятие и структураСтраница 2
С точки зрения О.И.Зотовой и И.К.Кряжевой процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям.
Характеризуя социальную адаптацию как процесс, исследователи выделяют следующие компоненты: «адаптивная среда», «адаптирующий элемент» (личность, или группа лиц), «адаптивная ситуация», «адаптивная потребность».
Среда адаптации, будучи детерминирована всеми социально- экономическими условиями общества, в каждом конкретном случае подразделяет на предметную (вещественную) и личностную, где под предметной средой понимаются виды деятельности, которые должны освоить личность и общество, а под личностной – состав членов данной группы, преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат. Адаптирующийся элемент – личность – представляет собой, по утверждению А.Л. Леонтьева, «относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», взаимодействующих со средой адаптации на различных уровнях и различными элементами. Понятие «личность» широко исследовано психологами, поэтому мы используем основные, установленные ими научные положения о направленности, знаниях, умениях, привычках, индивидуальных особенностях психических процессов, свойствах темперамента. Адаптирующийся элемент также может представлять собой группу лиц или коллектив.
Адаптивная ситуация возникает только в результате взаимодействия среды адаптации и адаптирующегося элемента. Это взаимодействие порождается перемещением элемента в новую среду или изменением положения и взаимоотношений элемента в прежней среде. Адаптивная ситуация является началом, толчком процесса адаптации. Адаптивная среда и адаптивная ситуация как компоненты адаптации не заменяют друг друга, а тесно взаимодействуют между собой и опосредованы личностью.
Исследователи, выделяющие в процессе социальной адаптации «адаптивную ситуацию» и «адаптивную потребность», несомненно, правы, но выделение лишь этих компонентов ведет к отрыву от личности, испытывающей адаптивную потребность. Необходимо в качестве компонента адаптации рассматривать личность, основным признаком который является наличие у нее адаптивной потребности.
Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. Адаптивная ситуация выступает в качестве причины появления адаптивной потребности, которая характеризует процессы, свойственные личности. Проявляется адаптивная потребность в мотивах, побуждающих личность к деятельности и становящихся формой ее проявления. Удовлетворение адаптивной потребности заключается в присвоение человеком определенной формы деятельности.
Динамика становления адаптивной потребности представляется следующим образом:
- возникновение рассогласования между личностью и социальной средой;
- переживание индивидом этого рассогласования в форме психического напряжения, беспокойства, когнитивного диссонанса, стресса и т.п.;
- осознание личностью этого рассогласования, его причин, содержания, форм проявления;
- оценка личностью этого рассогласования, выработка мотивов и установка на адаптацию;
- конструирование целей, планов, индивидуальных стратегий, тактики адаптации.
Следует иметь в виду, что рассогласование между личностью и средой может наступить: а) в результате изменений как предметной, так и личностной среды адаптации; б) на различных подструктурах личности: мотивы, направленность, знания, умения, навыки и т.д. Степень рассогласования усиливает или уменьшает адаптивную потребность.
В самой адаптивной потребности можно выделить отдельные элементы:
а) потребность в получении информации о среде;
б) потребность в усвоении необходимых умений и навыков;
в) потребность в установлении положительных связей и отношений.
Дальнейший анализ понятия «социальная адаптация» требует рассмотрения ее видов.
Модель личности консультанта
Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит многое, а скорее главное в союзе с к ...
Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей
Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявила, что шесть человек – 35% (все девочки) обладают высоким уровнем школьной мотивации. Для этих учащихся характерно развитие познавательных мотивов, они обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования, четко следовать всем указаниям учителя, добросовестны и отв ...
Психологическая характеристика личности педагогически запущенных детей
младшего школьного возраста
Итак, как было определено выше, педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, ...
