Адаптация, понятие и структура
Страница 3

По психологическому содержанию выделяются этапы адаптации:

- предадаптация (приспособление к будущим воображаемым ситуациям, становление психологической установки на адаптацию);

- дезадаптация (отвыкание от привычных условий жизни);

- реадаптация (отвыкание от одних «новых», но уже ставших в какой-то мере привычных условий жизни к другим – «прежним»); http://korobka.msk.ru круглые шляпные коробки на заказ.

- деадаптация (не-адаптированность, неспособность приспособиться к новым условиям социальной среды).

Необходимо отметить, что личность оказывается субъектом не одного, а целого ряда адаптивных процессов. Различные виды адаптации требуют от личности неодинаковых затрат времени и нервно-психической энергии, они по-разному актуализируют и реализуют социальный и познавательный опыт. Поэтому при анализе конкретного вида адаптации следует рассматривать его не изолированно, а во взаимодействии с другими адаптационными процессами. По характеру взаимодействия субъекта и адаптивной среды выделяются различные уровни, темп и скорость адаптации. Результат адаптации проявляется как качественно новый этап, представляющий собой тот или иной уровень адаптированности:

- уподобление (полная адаптация, высокая активность, психологическая переориентация, высокое мастерство, широкий подход);

- приноравливание (средняя активность, сужение круга интересов до узкоспециальных принятие только основных ценностей);

- уравновешивание (низкая активность, пассивность в копировании чужого опыта, приспособление с целью добиться покровительства);

- псевдоадаптация (неадаптация – внешний прием образа жизни, подавление своего неудовольствия, отрицательное отношение к какой-либо сфере жизнедеятельности).

Выделение уровней адаптации неизбежно связано с необходимостью определения критериев адаптированности личности. Их можно разделить на три группы:

а) относящиеся к субъекту (самооценка, удовлетворенность, ориентированность);

б) относящиеся к субъекту и опосредованные деятельностью, то есть существующие и вне его (производительность, работоспособность, поведение в коллективе);

в) не принадлежащие субъекту, опосредованно отражающие результаты адаптации (профессиональный рост, изменение социального статуса, оценка коллективом либо обществом в качестве полноправного члена).

Критерии адаптированности раскрывают картину адаптационных процессов, происходящих «внутри» личности и скрытых от глаз наблюдателя.

Наиболее перспективным направлением в изучении процесса социальной адаптации является изучение факторов адаптации. Это позволяет создать механизм интенсивного психологического воздействия на адаптацию. Под факторами адаптации исследователи понимают «совокупность условий или обстоятельств, определяющих темп, уровень, устойчивость и результат адаптации. Мы считаем, что факторы – это и причины, и движущие силы явления. Факторы адаптации можно разделить на две большие группы, положив в основу деления два основных компонента процесса адаптации:

а) факторы, относящиеся к адаптирующемуся элементу (уровень предшествующей подготовки, психофизиологические особенности, система мотивов, характерологические черты); б) факторы, относящиеся к среде адаптации (социально-экономические, социально-психологические, производственные, организационные, личностные факторы, обусловленные видами деятельности).

Подвижность среды требует и большей мобильности от человека, следовательно, в самом приспособительном механизме должно присутствовать творческое начало. Процесс социальной адаптации детерминирован постоянными изменениями среды адаптации, которые связаны с социальным и научно-техническим прогрессом общества.

Страницы: 1 2 3 


Экспериментальное исследование детско-родительских отношений в неполных семьях. Характеристика выборки и описание процедуры исследования
Учитывая актуальность проблемы изучения детско-родительских отношений в неполных семьях, нами проведено следующее исследование. В начале исследования было сделано предположение о том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются как в эмоциональных, так и интерактивных планах, что обуславливает различные резу ...

Обзор состояния вопроса о соотношении агрессии, агрессивности и спортивной деятельности
Во многих видах спорта от участника требуется проявление агрессивности в рамках существующих правил и условий деятельности. В некоторых видах спорта проявление агрессивности чередуется с полным отсутствием подобных действий. Таким образом, в спорте, как и в жизни, решение одних проблем требует оптимальной степени агрессивности, решение ...

Изучение жизненного пути
Один из главных методов психологического изучения личности — анализ жизненного пути, биографии человека. Этот метод заключается в систематизированном сборе сведений биографического характера и рассмотрении фактов жизни человека под углом зрения установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями дейст ...