Психологические особенности подростков “дающих” социально желательные ответы
Страница 5

Психологические материалы » Деятельность социального педагога с подростками, склонными к социально желательным ответам » Психологические особенности подростков “дающих” социально желательные ответы

- по источнику происхождения лжи;

- по степени осознания ложности высказывания;

- по силе мотивации обмануть и способу предъявления лжи.

По источнику происхождения социальная желательность может быть: социальная и индивидуальная. Соответственно, индивидуальная желательность может выступать как сознательная - ложь, которая осознается лжецом, имеет определенные мотивы, цели, выгоду и как бессознательная - ложь которая не осознается и не приносит выгоды. Сознательная ложь по способу предъявления может быть утверждающей (преувеличение, клевета, оговор, притворные болезни) и отрицающей (отрицание вины, укрывательство), пассивной (ложь-умолчание), но зачастую эти виды, причудливо переплетаясь, образуют смешанные виды лжи. Сознательная ложь может быть инструментальной, когда она выступает как средство, инструмент для осуществления каких-либо собственных желаний и получения выгоды; реактивной, когда ложь спонтанно осуществляется в ответ на какую-либо угрозу (например, в защиту себя или другого); немотивированной, когда лгун не преследует никаких целей [12, 112].

Кроме этого, вероятно, необходимо выделять ложь в связи с тяжестью ее последствий:

- ложь с неприятными последствиями,

- ложь с приятными последствиями,

- ложь без последствий.

Последний критерий, может играть существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступать как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи [12, 113].

Таким образом, рассматривая социальную желательность можно сказать следующее: это искажение действительности, представление ее в «выгодном» для себя свете, и для этого подросток делает все, чтобы не выдать себя, отгородить от множества проблем и неудач. Причин, благодаря которым подросток совершает такие действия множество, наиболее распространенная – «самозащита». Такой подросток понимает, что ему не на кого больше надеяться кроме себя, вот почему он выбирает такой метод. Как известно, каждый человек индивидуален, вот благодаря этому, кто как может, так и защищает себя. Самое лучшее, что необходимо сделать социальному педагогу и психологу – это выявить такого подростка, выяснить у него причину, почему он так поступает, что этому способствует. Поработать не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей, референтной группой), разработать программу или использовать такие методы, чтобы он (подросток) в первую очередь поверил в свои силы и в то, что он может все делать самостоятельно, без помощи и контроля посторонних.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Волевая регуляция поведения и деятельности человека
Мы ежедневно совершаем много различных действий, все многообразие которых можно свести к 3 группам: 1) действия инстинктивные (безусловно-рефлекторные) 2) действия условно-рефлекторные, приобретенные, привычные, не требующие волевых усилий. 3) Действия сложные, волевые, которые характеризуются наличием цели деятельности, планом их ос ...

Выводы
В процессе выполнения контрольной работы мы на практическом примере ознакомились с методиками проведения судебно-психологической экспертизы. Методик при современном развитии технических средств существует огромное количество – поэтому для выбора определенной методики нужно руководствоваться определенными правилами и направлениями. В раб ...

Механизмы целеобразования
О.К. Тихомиров (1977) выделил следующие механизмы целеобразования: преобразование побочного результата действия в цель на основе его осознания и связывания с мотивом; превращение неосознанных предвосхищений в цель на стадии подготовки практического действия; смена (переформулирование) целей при недостижении первоначального предвосхищ ...