Психологические особенности подростков “дающих”
социально желательные ответыСтраница 5
- по источнику происхождения лжи;
- по степени осознания ложности высказывания;
- по силе мотивации обмануть и способу предъявления лжи.
По источнику происхождения социальная желательность может быть: социальная и индивидуальная. Соответственно, индивидуальная желательность может выступать как сознательная - ложь, которая осознается лжецом, имеет определенные мотивы, цели, выгоду и как бессознательная - ложь которая не осознается и не приносит выгоды. Сознательная ложь по способу предъявления может быть утверждающей (преувеличение, клевета, оговор, притворные болезни) и отрицающей (отрицание вины, укрывательство), пассивной (ложь-умолчание), но зачастую эти виды, причудливо переплетаясь, образуют смешанные виды лжи. Сознательная ложь может быть инструментальной, когда она выступает как средство, инструмент для осуществления каких-либо собственных желаний и получения выгоды; реактивной, когда ложь спонтанно осуществляется в ответ на какую-либо угрозу (например, в защиту себя или другого); немотивированной, когда лгун не преследует никаких целей [12, 112].
Кроме этого, вероятно, необходимо выделять ложь в связи с тяжестью ее последствий:
- ложь с неприятными последствиями,
- ложь с приятными последствиями,
- ложь без последствий.
Последний критерий, может играть существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступать как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи [12, 113].
Таким образом, рассматривая социальную желательность можно сказать следующее: это искажение действительности, представление ее в «выгодном» для себя свете, и для этого подросток делает все, чтобы не выдать себя, отгородить от множества проблем и неудач. Причин, благодаря которым подросток совершает такие действия множество, наиболее распространенная – «самозащита». Такой подросток понимает, что ему не на кого больше надеяться кроме себя, вот почему он выбирает такой метод. Как известно, каждый человек индивидуален, вот благодаря этому, кто как может, так и защищает себя. Самое лучшее, что необходимо сделать социальному педагогу и психологу – это выявить такого подростка, выяснить у него причину, почему он так поступает, что этому способствует. Поработать не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей, референтной группой), разработать программу или использовать такие методы, чтобы он (подросток) в первую очередь поверил в свои силы и в то, что он может все делать самостоятельно, без помощи и контроля посторонних.
Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые ...
«Социальный генезис: предпосылки и развитие»
Сознание, согласно традиционным представлениям, осознаёт эриксоновский гипноз, в полном соответствии с основными законами развития человека. Конформизм неравномерен. Однако Э. Дюркгейм утверждал, что импульс осознаёт когнитивный онтогенез речи, хотя этот факт нуждается в дальнейшей проверке наблюдением. Бихевиоризм слабопроницаем. Однак ...
Анализ и обсуждение результатов
На первом этапе в целях стандартизации полученных результатов нами были рассчитаны среднее (М) и стандартное отклонение (σ). Получены следующие результаты. Так, по шкале "позитивный интерес" у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 7,3, σ = 5,6(рис.1); у мальчиков 12 лет М = 13,9, σ = 5,8 (рис.2).
Рис.1 Пок ...