Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной
школы. Процедура эмпирического исследованияСтраница 3
Инструкция ко 2 листу: «Последовательно оцените ученика, с которым вам приходится работать и общаться с помощью следующих нескольких противоположных пар … (далее инструкция аналогична)».
Инструкция к 3 листу: «Последовательно оцените ученика, которого вам не хотелось бы учить с помощью следующих нескольких противоположных пар … (далее инструкция аналогична)».
Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобская предлагают все пары качеств (49) сгруппировать в пять оценочных шкал:
1. Общее недифференцированное впечатление о личности (например, хороший – плохой, приятный – неприятный).
2. Характеристика нравственных качеств личности (например, добрый – недоброжелательный, принципиальный – беспринципный, вежливый – грубый, ответственный – безответственный).
3. Характеристика интеллектуальных качеств личности (например, способный – неспособный, умный – глупый).
4. Характеристика волевых качеств личности (например, смелый – трусливый, сдержанный – невыдержанный, настойчивый – ненастойчивый, собранный – рассеянный).
5. Характеристика индивидуально-стилевых (эмоциональных) особенностей личности (например, общительный – замкнутый, скованный – раскованный, медлительный – быстрый) (см. приложение 4).
Методика социальной дистанции Богардуса. Респондентам предлагалась следующая инструкция: «Проранжируйте следующие высказывания, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей с кем я общаюсь (номер ответа — это величина балла)».
Возможная социальная дистанция (СДв) между субъектами образовательного процесса может быть вычислена по следующей формуле:
СДв = 3n, где n - количество респондентов.
Реальная социальная дистанция (СДр) рассчитывается по формуле:
,
где ∑(+) – арифметическая сумма положительно набранных баллов,
∑(-) – арифметическая сумма отрицательно набранных баллов (приложение 5).
Таким образом, на основе вышеуказанных методов и методик нами была отобрана количественная и качественная информация по изучаемой проблеме. Теперь перейдём к непосредственному анализу результатов экспериментального исследования.
Педагогическая толерантность как профессионально важное
Теория И.П. Павлова о физиологических основах
темперамента
Однако основным биологическим органом, "производящим" психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента. Научная заслуга такой постановки вопроса принадлежит И.П. Павлову. Это был шаг принципиально новый и перспективный.
Второй шаг в данном ...
Защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1)Отрицание.
Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “С ...
Типы коммуникаций. Вербальная коммуникация
В вербальном
общении обычны два варианта речи - устная и письменная.
Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает ра ...
