Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной
школы. Процедура эмпирического исследованияСтраница 3
Инструкция ко 2 листу: «Последовательно оцените ученика, с которым вам приходится работать и общаться с помощью следующих нескольких противоположных пар … (далее инструкция аналогична)».
Инструкция к 3 листу: «Последовательно оцените ученика, которого вам не хотелось бы учить с помощью следующих нескольких противоположных пар … (далее инструкция аналогична)».
Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобская предлагают все пары качеств (49) сгруппировать в пять оценочных шкал:
1. Общее недифференцированное впечатление о личности (например, хороший – плохой, приятный – неприятный).
2. Характеристика нравственных качеств личности (например, добрый – недоброжелательный, принципиальный – беспринципный, вежливый – грубый, ответственный – безответственный).
3. Характеристика интеллектуальных качеств личности (например, способный – неспособный, умный – глупый).
4. Характеристика волевых качеств личности (например, смелый – трусливый, сдержанный – невыдержанный, настойчивый – ненастойчивый, собранный – рассеянный).
5. Характеристика индивидуально-стилевых (эмоциональных) особенностей личности (например, общительный – замкнутый, скованный – раскованный, медлительный – быстрый) (см. приложение 4).
Методика социальной дистанции Богардуса. Респондентам предлагалась следующая инструкция: «Проранжируйте следующие высказывания, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей с кем я общаюсь (номер ответа — это величина балла)».
Возможная социальная дистанция (СДв) между субъектами образовательного процесса может быть вычислена по следующей формуле:
СДв = 3n, где n - количество респондентов.
Реальная социальная дистанция (СДр) рассчитывается по формуле:
,
где ∑(+) – арифметическая сумма положительно набранных баллов,
∑(-) – арифметическая сумма отрицательно набранных баллов (приложение 5).
Таким образом, на основе вышеуказанных методов и методик нами была отобрана количественная и качественная информация по изучаемой проблеме. Теперь перейдём к непосредственному анализу результатов экспериментального исследования.
Педагогическая толерантность как профессионально важное
Как вести себя тренеру
На основе имеющихся литературных данных тренеры могут сделать практические выводы о том, как понимать, направлять по нужному руслу и контролировать агрессивность спортсменов.
Развитие агрессивного поведения зависит от характера общения ребенка с родителями. Как правило, характер агрессивности связан с санкциями родителей - в зависимост ...
Функции коммуникации
Коммуникация выполняет целый ряд функций и происходит в различных ситуациях как в форме непосредственного прямого общения, так и через электронные средства.
Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.
1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении.
2. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше пред ...
Развитие личностной сферы в подростковом возрасте
Подростковый возраст -- это самый трудный и сложный из всех детских возрастов , представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилиз ...
