Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной
школы. Процедура эмпирического исследованияСтраница 3
Инструкция ко 2 листу: «Последовательно оцените ученика, с которым вам приходится работать и общаться с помощью следующих нескольких противоположных пар … (далее инструкция аналогична)».
Инструкция к 3 листу: «Последовательно оцените ученика, которого вам не хотелось бы учить с помощью следующих нескольких противоположных пар … (далее инструкция аналогична)».
Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобская предлагают все пары качеств (49) сгруппировать в пять оценочных шкал:
1. Общее недифференцированное впечатление о личности (например, хороший – плохой, приятный – неприятный).
2. Характеристика нравственных качеств личности (например, добрый – недоброжелательный, принципиальный – беспринципный, вежливый – грубый, ответственный – безответственный).
3. Характеристика интеллектуальных качеств личности (например, способный – неспособный, умный – глупый).
4. Характеристика волевых качеств личности (например, смелый – трусливый, сдержанный – невыдержанный, настойчивый – ненастойчивый, собранный – рассеянный).
5. Характеристика индивидуально-стилевых (эмоциональных) особенностей личности (например, общительный – замкнутый, скованный – раскованный, медлительный – быстрый) (см. приложение 4).
Методика социальной дистанции Богардуса. Респондентам предлагалась следующая инструкция: «Проранжируйте следующие высказывания, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей с кем я общаюсь (номер ответа — это величина балла)».
Возможная социальная дистанция (СДв) между субъектами образовательного процесса может быть вычислена по следующей формуле:
СДв = 3n, где n - количество респондентов.
Реальная социальная дистанция (СДр) рассчитывается по формуле:
,
где ∑(+) – арифметическая сумма положительно набранных баллов,
∑(-) – арифметическая сумма отрицательно набранных баллов (приложение 5).
Таким образом, на основе вышеуказанных методов и методик нами была отобрана количественная и качественная информация по изучаемой проблеме. Теперь перейдём к непосредственному анализу результатов экспериментального исследования.
Педагогическая толерантность как профессионально важное
Период эллинизма
Психологическая мысль эпохи эллинизма исторически связана с возникновением и последующим быстрым распадом крупнейшей мировой монархии (IV век до н.э.) македонского царя Александра. Возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока, характерный для колониальной державы. Изменяется положение личности в обществе. Свободна ...
Профилактика склонности у подростков к социально желательным
ответам. Методики выявления подростков склонных к социально желательным ответам
В практической части нашей работы поставлена задача – выяснить, почему подростки совершают социально желательные ответы и какие факторы способствуют этому.
Мы проводили наше исследование на базе МОУ « Тотемская СОШ №1».
Причиной социальной желательности может быть тревожность подростка. Есть нормальные, или позитивные формы тревожност ...
Тест. Определение темперамента (по Айзенку)
На каждый предлагаемый ниже вопрос следует быстро ответить «да или нет»
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы = встряхнуться = , испытать возбуждение?
2. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Считаете ли себя человеком безобидным?
4. Очень ли ...
