Качественные и количественные особенности педагогической толерантности
Страница 1

Педагогическая толерантность, по нашему мнению, является одним из профессионально важных качеств личности учителя, которая является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.

Средний балл коммуникативной интолерантности 41,04 (±0,36) при максимально возможном балле 135 говорит о среднем уровне коммуникативной интолерантности. Наиболее высокое значение наблюдается по следующим шкалам коммуникативной интолерантности: консерватизм (регламентирование проявления индивидуальности партнеров, предпочтительно однообразие, которое соответствует внутреннему миру педагога сложившимся ценностям и вкусам), перевоспитание (стремление изменить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки перевоспитать партнера проявляются в жесткой или мягкой форме. Жесткая форма отмечается, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении правил этики. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам), не скрываю (педагог демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера), не прощение (не умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Такая позиция учителя источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с партнером, придавать особый неприятный смысл его поступкам и словам), приспособление (плохая приспособленность к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других людей. Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для педагога функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам. При этом наблюдается стремление менять и переделывать, прежде всего, партнера, а не себя).

Средний балл по методике «Суммарный показатель толерантности» равен 34,15 баллов (±0,14) максимально возможный балл 48, что говорит о среднем уровне социокультурной толерантности, учителя склонны принимать партнера по взаимодействию (ученика, коллегу) в зависимости от ситуации. Среднее значение составляющих социокультурной толерантности показывает, что наибольшее значение имеют шкалы: уважение (способность твердо отстаивать свои убеждения в диалоге, менять свое мнение, если это необходимо), эмпатия (способность эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; способность распознавать эмоциональные состояния другого; способность выбирать адекватный эмпатический ответ на переживание другого) (см. таблицу 7).

Таблица 7. Степень выраженности коммуникативной интолерантности и социокультурной толерантности учителя общеобразовательной школы

среднее

стандартное отклонение

коэффициент вариации

мax

мin

непринятие

4,69

2,08

±0,44

11

0

я эталон

4,22

2,62

±0,62

13

0

консерватизм

5,19

2,52

±0,48

13

0

не скрываю

4,90

2,35

±0,47

13

0

перевоспитание

5,57

2,78

±0,49

14

0

подогнать

4,12

2,44

±0,59

15

0

непрощение

4,89

2,70

±0,55

12

0

дискомфорт

3,39

2,47

±0,72

11

0

приспособление

4,11

2,43

±0,59

14

0

коммуникативная интолерантность

41,04

15,17

±0,36

104

6

уважение

10,84

3,10

±0,28

18

2

доброта

8,45

1,45

±0,17

12

4

эмпатия

14,85

2,50

±0,17

18

6

социокультурная толерантность

34,15

4,77

±0,14

46

17

Страницы: 1 2 3


Разновидности дыхательных психотехник
Ребефинг Ребефинг (от англ. rebirthing - возрождение, духовное воскресение) - система связного осознанного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего - травмы рождения. Основные задачи ребефинга это: - научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух; - разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную ...

Исследование потребностно-смысловой сферы женщин-военнослужащих. Характеристика методов исследования
Личностно-психологические исследования посвящены, скорее, психологическим механизмам формирования удовлетворенности жизнью, которая очевидно зависит от того, как развиваются и взаимодействуют между собой смысловые структуры сознания человека, системы его субъективных отношений. «Взгляд внутрь» человека обусловливает факт, что личностно- ...

«Почему непрерывно действие?»
Связь осознаёт генезис, независимо от психического состояния пациента. Агрессия критично отражает филосовский гештальт, тем не менее как только ортодоксальность окончательно возобладает, даже эта маленькая лазейка будет закрыта. Контраст иллюстрирует коллективный комплекс, что вызвало развитие функционализма и сравнительно-психологическ ...