ЗаключениеСтраница 1
Педагогическая толерантность имеет первостепенное значение в работе учителя, и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его обесценивания и унижения самого ученика за «неправильные взгляды». Постановка данной проблемы определила актуальность и выбор темы научного исследования – «Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя».
В результате проведенного теоретического и эмпирического исследований были получены следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы свидетельствует о том, что основные теоретические концепции толерантности разработаны в рамках следующих научных направлениях:
- понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию (А.А. Реан);
- толерантность рассматривается как психологическая устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию (А.В. Петровский, В.В. Юрчук);
- феномен толерантности рассматривается с трех позиций: в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в аксиологическом аспекте проблемы ценностей и в праксеологии, в частности, деятельности общения (Л. Фейербах, М. Бубер, С.Л. Франк, Г. Зиммель, Н.А. Бердяев, П.Ф. Комогоров, С.М. Шалютин);
- с позиции экзистенционально-гуманистического подхода, толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (К. Роджерс, Дж. Бюджентал, Т. Адорно, Э. Фромм, М. Хоркхаймер, М. Рокич, Г. Маркузе, Л.И. Рюмшина);
- с точки зрения диферсификационного подхода, психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен (И. Петтай, М. Уолцер, Г. Кристалл, О.Б. Скрябина, С.Л. Братченко);
- рассматривая фасилитативный подход, можно отметить, что толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития (О.Б. Скрябина, П.Ф. Комогоров, Н.Ю. Кудзиева, Е.Г. Виноградова, Н.Я. Макарова и др.).
- диалогический подход определяет толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим, как межличностный диалог (С.Л. Братченко, П.Ф. Комогоров).
- толерантность как социальную категорию рассматривали А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова. Данное понятие раскрывается через уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
2. Научный анализ и синтез перечисленных концепций и разработанных на их основе классификаций видов, форм и уровней толерантности, а также результаты эмпирического исследования позволили сформулировать определение коммуникативно-педагогической толерантности – это владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение. Педагогическая толерантность может быть выражена через социкультурный подход и обязательно связана с процессом общения.
3. Комплексная диагностика педагогической толерантности учителя общеобразовательной школы позволила утверждать, что коммуникативно-педагогическая толерантность является профессионально важным качеством учителя, так как способствует повышению эффективности воспитательной и обучающей деятельности учителя общеобразовательной школы. Методологическим условием исследования проблемы толерантности является изучение качеств личности учителя, влияющих на формирование педагогической толерантности и особенностей восприятия партнера по совместной деятельности.
Теория оперантного бихевиоризма
Эти проблемы решались в трудах других ученых, прежде всего в работах Б.Ф. Скиннера, который исходил, прежде всего, из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Скиннер исключал из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения того, чего они не понимают: области психологии личност ...
Развитие советской педологии
Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представлены работами А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского, Н.Е. Румянцева, И.А. Сикорского, К.И. П ...
Выводы
В процессе выполнения контрольной работы мы на практическом примере ознакомились с методиками проведения судебно-психологической экспертизы. Методик при современном развитии технических средств существует огромное количество – поэтому для выбора определенной методики нужно руководствоваться определенными правилами и направлениями. В раб ...