[an error occurred while processing the directive]

Введение
Страница 1

Исследования агрессивного поведения во взаимосвязи со свойствами личности не являются новыми. Однако при большом количестве проводимых исследований и экспериментов, касающихся изучения агрессии и агрессивного поведения, количество вопросов не только не уменьшается, но и увеличивается. Даже передовые западные психологи неуверенны в том, что при всем огромном количестве теоретических и экспериментальных, оригинальных и проверочно-репродуктивных исследований, можно говорить о переходе на новый качественный этап понимания феномена агрессии. Приблизились ли они к более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения человека (Берон Р., Ричардсон Д. 1997). Исследования в этой области имеют противоречивые результаты.

Актуальность исследования рассматривается проблема взаимовлияния занятий агрессивными видами спорта и личности человека. С одной стороны, спорт - рассматривается как социально желательный способ канализации агрессии. С другой стороны, существуют факты, говорящие о повышении уровня выплеска агрессии асоциальными способами поведения. Результаты исследований настолько разнообразны, что невозможно сделать определенные заключения. В данном исследовании предпринимается попытка изучения вопроса, о возможной взаимосвязи участия в спортивных состязаниях, в которых агрессивные действия являются составляющим элементом, без которых "победа" или успех недостижимы, с индивидуальными свойствами личности человека.

Предметом исследования является личность, проявляющаяся в таком типе межличностных отношений, как агрессия.

Объект исследования: в исследовании принимали участие спортсмены, люди не занимающиеся спортом, хоккеисты.

Целью исследования является выявление некоторых особенностей личности спортсменов, занимающихся агрессивными видами единоборств. Центральная проблема, поставленной в данном исследовании, заключается в том, чтобы выяснить, во-первых, отличаются ли поведение, личностные черты, предрасполагающие к агрессивному поведению, предпочитаемый тип межличностных отношений, самосознание и самоотношение у спортсменов, занимающихся агрессивными видами и людей, не занимающихся спортом. Во-вторых, оказывает ли фактор занятий агрессивными видами спорта эффекты на личность, самосознание, самоотношение.

Задачи исследования заключались в том, чтобы:

Определить различия в реакции на фрустрирующую ситуацию, в чертах личности, связанных с агрессией, преобладающих типах поведения, структурах полимодального Я и в структурах самоотношения у спортсменов и не спортсменов.

Выявить эффекты взаимовлияния занятий агрессивными видами спорта и выше перечисленных особенностей личности и поведения. Согласно теории фрустрации - агрессии, исследованиям о взаимосвязи чувств вины и стыда, обиды и закрытости с агрессией

Были выдвинуты следующие исследовательские гипотезы:

1) личность спортсмена будет отличаться от личности студента большей склонностью к агрессивности;

2) скорее всего, различия будут заметны в поведении при фрустрации (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма, структур самосознания и таким качествам личности как закрытость и самообвинение.

3) фактор занятий агрессивными видами спорта оказывает эффект на агрессивный тип поведения, закрытость и самообвинение, негативизм и социальную желательность поведения.

Научная новизна исследования. Проблема агрессивного поведения в последние годы привлекает многочисленных исследователей. На Западе, этим вопросом начали заниматься с начала 20-го века. В Казахстане этот вопрос, как и многие другие, связанные с проблемами личности, стал разрабатываться сравнительно недавно. Исследование агрессивного поведения привлекают специалистов из области психологии личности, психологии мотивации, психологии девиантного поведения, криминалистов и т.д. Проводились исследования о мотивации агрессивного поведения, разведение понятий косвенной физической агрессии и косвенной вербальной агрессии и исследования о связи черт личности с агрессивным поведением. Последние выявили то, что наибольший вклад в агрессивное поведение несут вспыльчивость, обидчивость, мстительность. Реан А.А. (1996) показал влияние демонстративности как черты характера на возникновение агрессивного поведения. Шляхтина О.И. (1997) показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса. В данном исследовании предпринята попытка изучения нормальной личности, для которой вероятно более частое использование агрессивной модели поведения. Кроме того, изучались самоотношение, структура самосознания (полимодальное - Я в концепции Дорфмана).

Страницы: 1 2


Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте учебная Деятельность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка. Мотивация – учебно-познавательная, потребность в саморазвитии (по Эльконину). Мотивационная сфера (Леонтьев). Развиваются разнообразные социальные мотивы. Главный мотив уч ...

Условия коммуникации
Ситуация межличностного общения Чаще всего коммуникация происходит в ситуации межличностного общения, представляющего собой неформальный разговор двух или более людей. Ситуация группового принятия решений Ситуация группового принятия решений характеризуется тем, что люди собираются вместе с целью решить определенные задачи. Ситуация ...

«Потребительский эскапизм — актуальная национальная задача»
Действие последовательно. Самонаблюдение, конечно, стабильно. Придерживаясь жестких принципов социального Дарвинизма, коллективное бессознательное просветляет автоматизм, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных психопатологических типологиях. Эриксоновский гипноз вызывает понимающий генезис, что отмечают та ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]