Понятие агрессии
Страница 1

Достижение спортивной цели связано с риском, дефицитом времени. Борьба за результат всегда эмоционально окрашена и является причиной таких эмоций как гнев. Гнев в комбинации с эмоциями отвращения и презрения составляют главный компонент враждебности, которая в свою очередь складывается из эмоций, чувств и аффективно-когнитивной направленности и мотивирует агрессию. Согласно теории дифференциальных эмоций, значимую роль в межличностной агрессии играют эмоциональная коммуникация и близкое нахождение противника, а также, визуальный контакт. Критерием агрессивности является "любой вид поведения или действия, направленный на нанесения оскорбления или повреждения другому живому существу, которое мотивировано на избежание подобного обращения" [1,67-89].

Различают четыре вида агрессии: агрессия как поведение; агрессия, включающая оскорбление, телесные повреждения; агрессия, направленная на живое; намеренная агрессия. Агрессия это всегда действие. В спорте агрессия понимается как напористое поведение, без намерения и желания причинить повреждения противнику. В психологии различают враждебную агрессивность и инструментальную. Суть враждебной агрессивности в намеренном нанесении физической, или душевной травмы. Инструментальная агрессивность проявляется при осуществлении неагрессивных целей, но все же с намерением нанести ущерб. По этой причине, в спорте учитываются приемлемое и неприемлемое поведение спортсменов.

Теория социального научения рассматривает агрессивность как поведение, возникшее вследствие подражания другим, доказана А. Бандурой (1973). Комбинированная теория объясняет агрессивное поведение через фрустрацию, в результате которой повышаются уровни возбуждения и гнева, что приводит к агрессивным действиям. Все более популярной среди психологов становится оценка теории З. Фрейда, в которой агрессия и агрессивность рассматриваются как следствие противоречия между саморазрушением и самосохранением. Агрессивность, согласно этой теории идет от рождения и содержится в инстинкте смерти ее носителя, а агрессия же является тем же самым инстинктом, но спроецированным и направленным вовне (З. Фрейд, 1923). С позиций разрушающих бессознательных установок агрессивность рассматривалась кроме З. Фрейда, А. Адлером, Г. Юнгом и др. Современный отечественный психоаналитик В.В. Подвойская относит к одной из существенных причин агрессии конфликты в семье между старшими и младшими детьми. Она отмечает, что дети ведут ожесточенную борьбу между собой за пространство, внимание родителей, игрушки. Неприятие друг друга ведет к озлоблению и ненависти. Родители не всегда могут обеспечить условия примирения детей или их дружного сосуществования [1,95]. В тех случаях, когда они довольны, что ребенок растет послушным, спокойным, психоаналитики находят, что ему не хватает, соответствующих возрастным особенностям жадности, упрямства и даже агрессии.

Нормальным является присутствие в характере детей зависти и ревности. Их отсутствие - свидетельство вытеснения таких качеств чем-либо другим, способным трансформироваться в жестокость. Она приводит пример из Библии: Каин убивает своего брата Авеля из-за соперничества. В.В. Подвойская убеждена, что соперничество - это альтернатива родительской любви. В детской конкуренции родительская любовь является предметом раздоров. Далее она убеждает в том, что ощущения победы или поражения в семейном соперничестве между детьми повлияют в перспективе на их успех с социализации и самоактуализации [1,36]. Агрессивность изучается по содержанию снов, фантазиям; в процессе игр, забав. В случае необходимости, психоанализ оказывает помощь в формировании и поддержании Эго и Супер-Эго, в овладении умением подчинения их сознательному регулированию. Было ошибочным представление об агрессии как составляющей влечение к самосохранению, как способ поддержки равновесия между внутренним и внешним. Ее рассматривают также как обеспечивающую разрядку скопившегося напряжения.

Страницы: 1 2


Современное состояние проблемы изучения особенной общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста. Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебраль
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: "Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникаю ...

Биографический метод
В психологии он принадлежит к числу самых старых методов изучения личности и закономерностей психического развития человека. Он позволяет проследить основные тенденции становления личности, устойчивые способы реагирования на сходные события, онтогенетическое развитие потребностей и мотивов деятельности, процесс формирования и содержание ...

Общая методика анализа снов
Сны занимают треть нашей жизни, но люди чаще всего не обращают на них внимание, если это не кошмары. Некоторые даже утверждают, что не видят снов, хотя по результатам исследований выясняется, что на самом деле они их не помнят. Происходит это в основном из-за непонимания языка снов, неумения ориентироваться в образах и чаще всего - из-з ...