[an error occurred while processing the directive]

Понятие агрессии
Страница 1

Достижение спортивной цели связано с риском, дефицитом времени. Борьба за результат всегда эмоционально окрашена и является причиной таких эмоций как гнев. Гнев в комбинации с эмоциями отвращения и презрения составляют главный компонент враждебности, которая в свою очередь складывается из эмоций, чувств и аффективно-когнитивной направленности и мотивирует агрессию. Согласно теории дифференциальных эмоций, значимую роль в межличностной агрессии играют эмоциональная коммуникация и близкое нахождение противника, а также, визуальный контакт. Критерием агрессивности является "любой вид поведения или действия, направленный на нанесения оскорбления или повреждения другому живому существу, которое мотивировано на избежание подобного обращения" [1,67-89].

Различают четыре вида агрессии: агрессия как поведение; агрессия, включающая оскорбление, телесные повреждения; агрессия, направленная на живое; намеренная агрессия. Агрессия это всегда действие. В спорте агрессия понимается как напористое поведение, без намерения и желания причинить повреждения противнику. В психологии различают враждебную агрессивность и инструментальную. Суть враждебной агрессивности в намеренном нанесении физической, или душевной травмы. Инструментальная агрессивность проявляется при осуществлении неагрессивных целей, но все же с намерением нанести ущерб. По этой причине, в спорте учитываются приемлемое и неприемлемое поведение спортсменов.

Теория социального научения рассматривает агрессивность как поведение, возникшее вследствие подражания другим, доказана А. Бандурой (1973). Комбинированная теория объясняет агрессивное поведение через фрустрацию, в результате которой повышаются уровни возбуждения и гнева, что приводит к агрессивным действиям. Все более популярной среди психологов становится оценка теории З. Фрейда, в которой агрессия и агрессивность рассматриваются как следствие противоречия между саморазрушением и самосохранением. Агрессивность, согласно этой теории идет от рождения и содержится в инстинкте смерти ее носителя, а агрессия же является тем же самым инстинктом, но спроецированным и направленным вовне (З. Фрейд, 1923). С позиций разрушающих бессознательных установок агрессивность рассматривалась кроме З. Фрейда, А. Адлером, Г. Юнгом и др. Современный отечественный психоаналитик В.В. Подвойская относит к одной из существенных причин агрессии конфликты в семье между старшими и младшими детьми. Она отмечает, что дети ведут ожесточенную борьбу между собой за пространство, внимание родителей, игрушки. Неприятие друг друга ведет к озлоблению и ненависти. Родители не всегда могут обеспечить условия примирения детей или их дружного сосуществования [1,95]. В тех случаях, когда они довольны, что ребенок растет послушным, спокойным, психоаналитики находят, что ему не хватает, соответствующих возрастным особенностям жадности, упрямства и даже агрессии.

Нормальным является присутствие в характере детей зависти и ревности. Их отсутствие - свидетельство вытеснения таких качеств чем-либо другим, способным трансформироваться в жестокость. Она приводит пример из Библии: Каин убивает своего брата Авеля из-за соперничества. В.В. Подвойская убеждена, что соперничество - это альтернатива родительской любви. В детской конкуренции родительская любовь является предметом раздоров. Далее она убеждает в том, что ощущения победы или поражения в семейном соперничестве между детьми повлияют в перспективе на их успех с социализации и самоактуализации [1,36]. Агрессивность изучается по содержанию снов, фантазиям; в процессе игр, забав. В случае необходимости, психоанализ оказывает помощь в формировании и поддержании Эго и Супер-Эго, в овладении умением подчинения их сознательному регулированию. Было ошибочным представление об агрессии как составляющей влечение к самосохранению, как способ поддержки равновесия между внутренним и внешним. Ее рассматривают также как обеспечивающую разрядку скопившегося напряжения.

Страницы: 1 2


Конкретные прикладные задачи
Кроме задач общетеоретического плана, общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи, которые выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов[16]. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменен ...

Факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.
Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (кроме неконтролируемых действий, совершаемых невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью). Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, ...

Методика исследования процесса зрительного узнавания
Необходимо иметь 36 картинок, изображающих людей, животных, растения, орудия труда и пр. (могут быть использованы картины классификации предметов). 12 картинок, предназначенных для основного опыта, следует пронумеровать. Испытуемому предлагается рассмотреть эти 12 картинок и запомнить их, после чего основные картинки перемешиваются с до ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]