Понятие агрессииСтраница 2
Интересно мнение и современных специалистов, утверждающих, что феномен действия агрессии в последствии. Нет однозначного ответа у специалистов на вопросы, связанные с агрессивными тенденциями в спорте. Вопрос стоит таким образом: Уменьшаются или увеличиваются агрессивные наклонности у спортсменов в результате соревновательных процессов? В спорте существуют ситуации, когда высока вероятность проявления агрессии. Они обусловлены состоянием фрустрации у спортсменов. Такие состояния бывают в результате проигрыша, несправедливого судейства, от травм и других причин. К другим причинам относится чрезмерный акцент на достижении победы. Недопустимо настраиваться только на победу. В таком случае, при неудачном исходе соревнования, высока вероятность агрессивных реакций [2,218].
Поведение спортсмена формируется посредством обратной связи, подкрепления и внутренней мотивации. Подкрепление способствует повышению эффективности обучения и воспитания, формирует поведение в нужном направлении. В основе подкрепления - использование методов поощрения и наказания. Если результаты спортивной деятельности положительные, спортсмены стараются повторить то же поведение, чтобы получить такой же результат и наоборот, если выступление неудачное, то поведение, при котором был проигрыш - не повторяется. Однако сложность подкрепления заключается в том, что не все спортсмены могут повторить подкрепленное поведение по причине собственных индивидуальных особенностей. Кроме того, особое значение имеют подходы к воздействию на поведение.
Положительный подход основан на поощрении спортсмена за успешное поведение, отрицательный - направлен на устранение агрессивных тенденций посредством критики и наказаний. Систематическое использование методов подкрепления снижает вероятность агрессивного поведения. Для обеспечения обратной связи, способствующей закреплению устойчивого поведения, необходима регистрация поведения. Графики, отражающие спортивный прогресс, усиливают мотивацию на самосовершенствование. Психологи, исследуя социальное поведение, пришли к выводу о том, что необходимо популяризировать спорт, но, при этом, спортсменам необходимо самим соблюдать спортивное поведение, в котором отсутствовали бы агрессивные импульсы. Кроме того, необходимо учитывать наличие социальной фасилитации. Наблюдая за эмоциональной игрой спортсменов, которая включает сцены грубого поведения, зрители "заражаются" негативными эмоциями, что в последствии проявляется в их агрессивном поведении. В целом, специфика спорта обусловливает выполнение, спортсменами норм спортивного поведения, контролируя свои действия и эмоции [2,305-312].
Спорт создает условия сохранения душевного равновесия через управляемое эмоциональное реагирование. Спорт может служить и способом эмоциональной разрядки как форма катарсиса (дословно - "очищение"), но это не является главной целью спорта. Ведущая цель спорта в контроле и сдерживании агрессивных тенденций. Таким образом, необходимо: контролировать эмоции и реакции на фрустрацию, упреждать стрессы, различать напористость и агрессивность, модифицировать агрессивные действия. Понять и решить проблему агрессии в спорте можно через обращение к осознанной организации действий и волевыми усилиями.
Понятие целостности человеческой личности
Человеческая личность целостна. Это отражено даже в самом понятии «индивидуум», что в переводе с латинского означает «неделимый». Смысл этого понятия со временем менялся. В процессе антропогенеза человек постепенно утрачивал устойчивые связи с природой, свойственные животным. Оставаясь частью природы и подчиняясь ее законам, он в то же ...
Анализ и обсуждение результатов
На первом этапе в целях стандартизации полученных результатов нами были рассчитаны среднее (М) и стандартное отклонение (σ). Получены следующие результаты. Так, по шкале "позитивный интерес" у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 7,3, σ = 5,6(рис.1); у мальчиков 12 лет М = 13,9, σ = 5,8 (рис.2).
Рис.1 Пок ...
Виды эмоций
Эмоции характеризуются широким спектром разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, тревога и разочарование, гнев и страх, тоска и удовольствие – все это различные эмоциональные состояния. По сути, у человека всегда имеются те или иные эмоции.
Древние китайцы признавали 7 основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, не ...