Измерение агрессивности
Для оценки степени агрессивности, которую может проявить человек, социологи избрали несколько путей. С одной стороны, были использованы результаты систематических наблюдений за проявлением агрессивности в хронологической последовательности у юношей и взрослых в различных жизненных ситуациях, а также в ситуациях, специально созданных экспериментатором. Некоторые шкалы оценки личностных черт, рассмотренные в главе 5, содержат подшкалы, предназначенные для оценки агрессивности. Различные ученые для оценки агрессивности у субъекта, которую он может направить на других или на себя, применяли проективные тесты, включая такие, как тест неоконченных предложений, фрустрационный тест Розенцвейга и ТАТ. Шкала агрессивности Дюрки представляет собой самооценочный опросник, состоящий из 75 вопросов, назначение которых заключается в оценке степени агрессивности, которая проявляется во внешних реакциях опрашиваемого. В этой шкале имеется подшкала так называемого "нападения", представляющая собой один из лучших способов измерения физической агрессивности. Сюда входят такие фразы, как: "если кто-нибудь ударит меня первым, то я ему отвечу тем же" и "когда я теряю самообладание, я могу дать пощечину". В экспериментальных ситуациях нередко применяются различного рода остроумные задачи на определение враждебности и агрессивности. Испытуемых убеждают в том, что если они нажмут на кнопку или повернут рычаг, то их "соперник" получит легкий, но несколько болезненный удар электрическим током. Иногда испытуемым говорят, что они могут вызвать у противника различную степень дискомфорта нажатием кнопки или поворотом рычага [10,415-420]. С помощью такого приема можно исследовать влияние различных факторов, связанных с агрессивностью. Например, изучалась степень фрустрации, которую субъект может вынести до физического проявления агрессивности. Исследовали также и терапевтический эффект проявления агрессивности по отношению к тому, кто сам недавно подвергался действию фрустрации или наказывал субъекта, у которого в данный момент рука находилась на рычаге. Для лучшего измерения агрессивности или враждебности используется комплекс проективных и объективных тестов, а также методов наблюдения, рассмотренных выше. Однако, по-видимому, самыми достоверными индексами агрессивности являются наблюдения тренера за потребностью и желанием спортсмена проявлять агрессивность непосредственно в деятельности. Некоторые из рассмотренных методов могут быть эффективными только в руках опытных специалистов. В некоторых видах спорта непосредственное проявление агрессивности может быть продуктивным, тогда как в других спортивных ситуациях или видах деятельности несвоевременная или не туда направленная агрессивность не только непродуктивна, но может быть и нежелательной (разрушительной).
На приведенной схеме показана возможная направленность агрессивных действий. Хотя агрессивное поведение можно рассматривать как катарсис, однако результаты исследования, проведенного Райаном, показывают, что снижение напряжения достигается только тогда, когда агрессивность направлена на человека, который первым ее проявил. Удар по мячу, к сожалению, не приносит такого удовлетворения, как удар по сопернику! [11,68-80]
«Феноменологический тест: гипотеза и теории»
В связи с этим нужно подчеркнуть, что чувство гомогенно начинает сексуальный импульс, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Бессознательное представляет собой конформизм, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражител ...
Сангвинический
темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жес ...
Условия формирования учебно-познавательной мотивации
Развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов ("живое созерцание" при наблюдении, абстрактное мы ...