[an error occurred while processing the directive]

Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

Психологические материалы » Исследование процессов развития речи у дошкольников » Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

Подготовка исследования

Методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:

1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…

2. Если зимой будет сильный мороз, то…

3. Если взлететь высоко как птица, то…

4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…

5. Если наступит день рождения, то…

6. Девочка стояла около окна, хотя…

7. Если снег растает, то…

8. В комнате погас свет, несмотря на то, что…

9. Если пойдет сильный дождь, то

10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что…

Проведение исследования.

Проводятся 3 серии эксперимента.

Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».

Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.

Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать».

Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.

Обработка данных

Детей распределяют на группы в зависимости от развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

1 уровень – дети часто затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью.

2 уровень – дети, как правило, отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.

3 уровень – дети отвечают на все вопросы, дают ответы только с правильной причинностью и верной заменой.

Выводы по проведенной методике

.

В результате проведения данной методики удалось определить дошкольников в группы, основывающиеся на степень развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

Так, 2 ребенка показали результат первого уровня, то есть 10% испытуемых затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью.

3 уровень по показателю умения устанавливать причинно-следственные связи имеют 5 детей, что составляет 25% группы. Значит, именно такое количество дошкольников способны отвечать на все вопросы, давать ответы только с правильной причинностью и верной заменой.

Подавляющее же большинство (75%) дошкольников отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.


Основные результаты исследований по проблеме активации человеческой деятельности
Результаты многочисленных исследований, проведенных в психологических и физиологических лабораториях по проблеме активации человеческой деятельности, имеют практический выход, представляющий интерес для тренеров*. * При изложении материала термины "активация" и "возбуждение" будут использованы как синонимы. Они обоз ...

В группах терапии поведения
Авторы Д.Уотсон и Тарп посвятили свои работы тому, чтобы помочь людям управлять своим поведением, избавится от непригодного образа поведения. Эта цель достигалась благодаря разнообразию когнитивных и поведенческих техник. ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Это основная процедура воздействия в поведенческой терапии. Наряду с подкреплением со стороны консуль ...

Типы темперамента
Учитывая все перечисленные свойства, Е.И.Рогов со ссылкой на Я.Стреляу дает следующие характеристики основных классических типов темперамента, которые по ходу рассмотрения будут сопоставляться с другими литературными источниками. САНГВИНИК (по Рогову). Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него ур ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]