Выраженность конфликтности и агрессивности у мальчиков и девочек
Страница 1

Психологические материалы » Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена » Выраженность конфликтности и агрессивности у мальчиков и девочек

Таблица 2.

группы

физическая

косвенная

Раздражительность

негативизм

обидчивость

подозрительность

вербальная

чувство вины

мальчики

3,9/3,4

2,6/1,4

2,9/2,1

3,6/3,0

2,6/2,5

2,7/2,7

3,5/2,9

2,6/3,7

девочки

3,8/2,7

2,2/2,3

2,8/2,6

2,8/2,9

1,9/2,0

1,6/2,2

3,1/2,7

2,9/3,4

Общий рез-т

3,8/3,1

2,4/1,8

2,8/2,3

3,2/3,0

2,2/2,3

2,1/2,5

3,3/2,8

2,8/3,6

Как видно из таблицы, результаты исследования не подтвердили наше предположение о том, что агрессия больше выражена у спортсменов, чем у тех подростков, которые не занимаются им. Спорт, по мнению К. Лоренца, является удобной формой для реализации накопленных агрессивных влечений, кроме того, спорт требует соблюдения определенной корректности, которое связано с проявлением самоконтроля как осознанной и одновременно инстинктивной реакции в борьбе. Иначе говоря, у спортсменов есть возможность "сбрасывать" накопившийся груз агрессии в ритуализированной форме борьбы. Подростки же, не занимающиеся спортом, не имеют такой возможности, потому находят иные формы коррекции своего агрессивного поведения, либо просто "живут с этим грузом". Возможно, полученные результаты имеют тенденцию проявления только у данной выборки подростков.

Проявления разных форм агрессии существенно отличаются у мальчиков и девочек. Так, больше развиты у девочек такие формы агрессивного поведения, как косвенная агрессия и раздражительность. Показатели остальных форм агрессии выше у мальчиков. У мальчиков - неспортсменов (кроме чувства вины) уровень агрессии выше по всем другим показателям в отличие от девочек. Так что можно говорить о большем проявлении агрессии у мальчиков, независимо от того, заняты они спортом или нет. Полученные результаты свидетельствуют скорей всего о большей сформированности навыков произвольной саморегуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и выраженности импульсивных форм у неспортсменов. Таким образом, можно говорить о позитивном влиянии занятий спортом на поведение подростков. Результаты исследования не дают оснований для заключения о большей агрессивности спортсменов.

Фактор занятий агрессивными видами спорта и влияние на тип поведения.

Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Особое место в полемике занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью в молодежной среде. Существует два подхода: - занятия боевыми видами спорта формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции или занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. Испытывая агрессию как ситуативное состояние, подросток производит действия, направленные на нанесение ущерба себе либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, т.е. готовности к агрессии. В процессе социализации личности агрессия в норме освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации, т.е. является доброкачественно-адаптивной. В целом для развития личности подростка опасна деструктивно-дезадаптивная агрессия, которая возникает, когда подросток испытывает трудности адаптации к средовым условиям, что обусловлено не только психофизиологическими факторами, но и неблагоприятными семейными, социальными условиями, массовой культурой, недостатком воспитания, некоторыми чертами характера. Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии подростков является одной из острых и актуальных задач практического психолога, работающего в различных сферах (образование, спорт, производство, психологическое консультирование и т.д.). Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение подростка в активную деятельность, так как занятия спортом способствуют психической устойчивости.

Страницы: 1 2


Влияние качеств личности на формирование педагогической толерантности
Корреляционный анализ показывает только взаимосвязь параметров, что в данном случае недостаточно. Необходимо проанализировать влияние качеств личности учителя на формирование педагогической толерантности, что позволяет осуществить множественный регрессионный анализ. Наибольший вклад в формирование коммуникативно-педагогической толерантн ...

Проблемы развития личности подростка
Уже в самом лингвистическом значении слова "подросток", происходящего от латинского глагола adolescere – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрело ...

Основные причины возникновения девиации. Теории девиантного поведения
Относительно причин возникновения девиантного поведения существует три вида теорий. В основе каждой из них лежат определенные теоретические концепции о сущности природы девиации. К первому относят теории физических типов (Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Кретчмер). Их общая предпосылка: люди, имеющие определенный тип физической конституции, ...