[an error occurred while processing the directive]

Фрустрация (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма
Страница 1

Психологические материалы » Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена » Фрустрация (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма

В данной главе описано проведенное нами исследование игры в хоккей. В котором изучается связь результативности хоккейных команд с их проявлением агрессии. Результаты в порядке возрастания важности (на наш взгляд) и приводятся здесь со своего рода аналитикой.

1. При небольшим преимуществе агрессия более свойственна команде, которая ведёт в счёте.

По данному пункту у меня нет никаких комментариев.

2. Команда, проигрывающая 3 и более шайбы, ведёт себя более агрессивно.

Существенный перевес в счёте - хороший задел, который оберегается с минимальным риском. Выигрывающей команде нет особенного смысла фолить, здесь в большинстве случаев достаточно и аккуратной обороны, корректного поведения и старательного остужения пыла противника. В хоккее это длительное перекатывание из зоны в зону, в футболе - удержания мяча в центре поля, неторопливые поперечные пасы, откидки вратарю.

Вот и получается, что существенно проигрывающая команда играет более агрессивно уже потому, что неагрессивно ведёт себя оппонент. Стратегия выигрывающей команды очевидна - не давать ни малейшему шансу противнику. Ведь даже сокращение разрыва способно полностью перевернуть игру и без пяти минут победителя сбросить с пьедестала. Но об этом подробнее в следующем пункте.

3. Если проигрывающая 3 и более шайбы начинает себя вести более агрессивно, у неё резко увеличиваются шансы на ничью и даже победу.

Нет, шансы не начинают вдруг превышать сотню процентов, но зависимость была установлена. Вспомните недавний матч россиян с чехами, когда своевременное применение Овечкиным приёма против Яромира Ягра позволило забрать шайбу и забить победный гол. А теперь вернёмся в несколько более ближнее прошлое - в матч российских хоккеистов с канадскими. Одной из причин, по которой "наши" проиграли, стало как раз отсутствие агрессии после 4-й пропущенной шайбы. Ведь ничего не изменилось. Были сделаны попытки перекомпоновать пятёрки (на мой взгляд, весьма грамотно), поменять вратаря, но было упущено другое: команда просто не смогла завестись. В ней не нашлось никого, кто бы смог своим примером повести за собой, биться, сражаться. Не слежу за хоккеем, но ещё недавно в нашей сборной были такие игроки, которые своей неустрашимостью, упёртостью и нежеланием сдаваться могли бы завести команду, повысить её боевой настрой. Вспомните того же Каспарайтиса, которого назвали "недружелюбным приведением". Российский тренерский штаб, на мой взгляд, допустил две принципиальные ошибки: а. не взял в сборную никого, кто бы мог бы повысить общий уровень спортивной агрессии хоккеистов, "напихал" бы своим коллегам прямо на матче, своим примером показав, как нужно бороться б. не смог самостоятельно, в "прямом эфире" поднять уровень агрессии самостоятельно На двух последних ЧМ проблемные ситуации решались индивидуальным мастерством игроков. Безусловно, это очень хорошо, когда в нашей сборной играют 3 лучших игрока НХЛ по системе гол+пас ушедшего сезона (если я ничего не перепутал), но ограничивать свой ассортимент инструментов достижения результата, на мой взгляд, было нецелесообразно. История знает множество случаев, когда проигрывающая команда, сокращавшая разрыв в счёте, резко активизировалась, чтобы в итоге довести дело до ничьей или даже до победы. Прекрасно помню финал Лиги Чемпионов, когда сбавивший обороты и начавший играть по счёту (см. пункты 2) Милан "вдруг" пропустил три гола от Ливерпуля и в итоге проиграл, не реализовав 3 пенальти из 5. Рафа Бенитес в том матче смог сделать две вещи: перестроил команду и "завёл" в первую очередь тех, кто своим рвением и борьбой воодушевили остальных (по-моему, там больше всех начали пахать Стиви Джи, Шмицер и Хаби Алонсо, не уверен). Карло Анчелотти не нашёл в себе возможности завести команду (и, кстати, судя по игре Челси, не нашёл до сих пор) и проиграл.

4. Зависимость между агрессией в начале игры и положительными результатами матча

Исследователи так же установили, что более агрессивное начало матча даёт команде больше шансов для победы, нежели пассивное и выжидательное. Очевидно, что более агрессивная команда психологически может "задавить" противника, если это происходит в самом начале матча, это способно формированию у него комплекса неудачника: "Ничего не получается, потому и сейчас не получится". Ведь даже если затронуть таким образом только пару игроков, для победы может быть достаточно и одной их ошибки. Вспомните первые минуты игры российских хоккеистов (икайте, касатики, икайте) с канадскими или американских с финнами. Уже в самом начале проигравших морально задавили. Первый момент у ворот Миллера возник минуте на 15-й, когда скандинавы проигрывали со счётом 6-0. Я хорошо помню игру канадцев на двух прошлых ЧМ, смотрел и на ОИ. Они очень агрессивно "вкатываются" в игру, а на третий тайм сил и эмоций оставалось меньше. На этих ОИ, конечно, канадцы силы распределяли равномернее, но после второго тайма была у меня мысль, что "наши" - то могут попробовать и отыграть. Побегать, побиться, а вдруг . Но нет, уже первые две минуты катания на поле было ясно, что чуда не произойдёт.

Страницы: 1 2


Принципы и закономерности психического развития в теории развития Л .С .Выготского- Д .Б. Эльконина
теория развития детской психики получила свое основание в работах Л . С . Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников – А.Н.Леонтьева, Д . Б . Эльконина . В качестве основного принципа рассмотрения развития Л . С . Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а такж ...

Цель и целеобразование в психологии
Понятие цель становится одним из центральных понятий лишь той психологической науки, которая рассматривает сознательную деятельность человека в качестве основного объекта изучения, что характерно для отечественной психологической науки. Природа целенаправленного действия длительное время была предметом размышления философов. Борьба мех ...

Семья как источник психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]