Деятельность Антона Семеновича МакаренкоСтраница 1
Также важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».
Основа воспитательной системы Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел в формировании коллектива через трудовое воспитание. В этом его предшественником был Песталоцци с его трудовой системой.
Для перевоспитания подростков Макаренко в своих колониях использовал принцип «сожженной биографии». Это помогало подросткам нацелиться на устремленность в реальность и в будущее. Также Макаренко использовал приём «педагогического взрыва», он же был и его автором этого приёма.
Главную силу коллектива он видел в общественном мнении. Он старался не допустить в своих колониях конформизма, приспособленчества. Макаренко допускал наказания: в случае вреда коллективу наказания вносил товарищеский суд. В его колониях было развито самоуправление. Выборные командиры руководили разновозрастными отрядами.
Лозунг Макаренко был: «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
В своих колониях Макаренко использовал трудовое воспитание.
Внешней организацией колоний были военизация (например, строй, форма, оркестр) и театрализация (устроение праздников).
Макаренко вывел закон движения коллектива - коллектив постоянно совершенствуется через новые мероприятия и совместную деятельность. Также это организация новых перспектив, использование ранее имеющихся, постановка дальнейших перспектив. Макаренко говорит о том, что правильно воспитывать коллектив, это - «Окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день»
В элементы воспитательной технологии Макаренко входили: тон и стиль общения (мажор), традиции как признак долговременности коллектива, большая роль актива, воспитательные требования, трудовое производственное воспитание.
Учение А.С. Макаренко о коллективе
Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение- форма жизни коллектива, остановка-форма его смерти. Он также выделил несколько стадий преобразований группы, прежде чем стать коллективом:
1)Первая стадия- становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, её целями, задачами, ценностями. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и организации.
2)Вторая стадия- на ней усиливается влияние актива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Основная цель педагога на этой стадии- максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. В общей атмосфере доброжелательности, по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности. Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий, поэтому в нём неизбежны скачки, остановки, движения вспять.3)Третья стадия - характеризует расцвет коллектива. Члены коллектива предъявляют больше требований к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствуют о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
Статистические расчеты
Решение выдвинутых задач в начале эксперимента было направлено на проверку сделанных нами предположений о возможной взаимосвязи между результатами по методике типов личности в профессиональной сфере Дж.Холланда, методике типов темперамента Г.Айзенка и по методике типов акцентуаций характера у подростков.
Для того, чтобы установить взаи ...
Исследование роли тренинга общения в повышении объема продаж.
Особенности тренинговых программ в организациях
Сначала рассмотрим достаточно традиционный путь решения проблем и задач. Перед человеком встает (ставится) какая-либо задача, требующая решения. Для начала необходимо осмыслить ее суть. Традиционно мы обдумываем логику ее построения, отделяем известное оттого, что, собственно, необходимо найти (решить). И начинаем искать пути, часто пут ...
Особенности формирования и развития общих способностей у детей старшего
дошкольного возраста
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения.
В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Сначала ребенок переходит к использованию внешних в ...
