Деятельность Антона Семеновича Макаренко
Страница 2

Психологические материалы » Девиантное поведение подростков » Деятельность Антона Семеновича Макаренко

4)Четвертая стадия - на этой стадии школьник сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Особенно важным А.С.Макаренко считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая выдвигается перед коллективом на любой стадии развитии, средняя заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени, далекая перспектива- это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель.

Макаренко выдвигал принцип параллельного действия. В его основе - требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Макаренко приводит такой пример, основанный на «принципе параллельного педагогического воздействия»:

«Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю:

-У тебя опоздание на заводе.

-Да, Петренко опоздал.

-Чтобы этого больше не было.

-Есть, больше не будет.

На второй раз Петренко опять опоздал. Я собираю отряд.

-У Вас Петренко опаздывает второй раз на завод.

Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, этого не будет.

-Можете идти».

Таким образом, Макаренко через коллектив влияет на конкретную личность, и далее он лишь следит за происходящим в отряде.

В колониях Макаренко, как и в любом другом детском учреждении, было много воспитанников разного возраста, что давало большой воспитательный эффект. Объединение детей разного возраста создает тесное взаимодействие возрастов, преемственность поколений. У старших вырабатывается чувство ответственности, забота о младших, внимание, великодушие, требовательность. Младшие же воспитанники получают различные знания, навыки, усваивают моральные нормы, принятые в обществе, учатся уважать старших и их авторитет. Макаренко писал: «У каждого старшего ученика обязательно был так называемый «корешок»…Каждый имел своего корешка в другом классе, в другом цехе, в другом отряде. Тем не менее, они всегда были вместе. Это неразлучная пара, это младший и старший брат, причем старший брат крепко держит в руках младшего. Если младший набедокурил, если он стоит перед общим собранием, то обязательно раздается голос:

-А чей он корешок?

-Володи Козыря.

-Пусть Володя Козырь даст объяснение.

И Володя Козырь- комсомолец, ученик десятого класса, семнадцатилетний парень, - вставал и говорил:

-Прозевал, я его исправлю, не наказывайте».

И если начиная работу в колонии Макаренко сначала считал, что его задача - «вправить души» у правонарушителей, сделать их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на характеры» , то постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе и к детям. Он уже не интересуется вопросами исправления, его перестают интересовать и так называемые «правонарушители». Макаренко убеждается, что эти дети просто попали в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой концентрированное детское горе маленького человека, не привыкшего рассчитывать ни на какое сожаление. Макаренко понимал, что он не вправе ограничиваться сочувствием и жалостью к ним. Он понимал, что ему необходимо быть твердым, требовательным и в чем-то даже суровым.

Страницы: 1 2 3


Проблемы развития личности подростка
Уже в самом лингвистическом значении слова "подросток", происходящего от латинского глагола adolescere – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрело ...

Научные истоки культурно-исторической теории. Основные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского
Как писал ученик школы Л. С .Выготского А.Н.Леонтьев, «альфой и омегой» научного творчества Л. С. Выготского была проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения. Традиционная психологическая наука, называя себя «психологией сознания», никогда не была ею, так как сознание выступало в ней предметом «непосредственного» (ин ...

Эмоции и чувства
В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в типичных ситуациях – это наиболее древние по происхождению психические состояния и процессы. Эмоциями называют такие состояния как страх, гнев, радость, нежность. Жизнь без эмо ...