[an error occurred while processing the directive]

Деятельность Антона Семеновича Макаренко
Страница 2

Психологические материалы » Девиантное поведение подростков » Деятельность Антона Семеновича Макаренко

4)Четвертая стадия - на этой стадии школьник сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Особенно важным А.С.Макаренко считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая выдвигается перед коллективом на любой стадии развитии, средняя заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени, далекая перспектива- это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель.

Макаренко выдвигал принцип параллельного действия. В его основе - требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Макаренко приводит такой пример, основанный на «принципе параллельного педагогического воздействия»:

«Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю:

-У тебя опоздание на заводе.

-Да, Петренко опоздал.

-Чтобы этого больше не было.

-Есть, больше не будет.

На второй раз Петренко опять опоздал. Я собираю отряд.

-У Вас Петренко опаздывает второй раз на завод.

Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, этого не будет.

-Можете идти».

Таким образом, Макаренко через коллектив влияет на конкретную личность, и далее он лишь следит за происходящим в отряде.

В колониях Макаренко, как и в любом другом детском учреждении, было много воспитанников разного возраста, что давало большой воспитательный эффект. Объединение детей разного возраста создает тесное взаимодействие возрастов, преемственность поколений. У старших вырабатывается чувство ответственности, забота о младших, внимание, великодушие, требовательность. Младшие же воспитанники получают различные знания, навыки, усваивают моральные нормы, принятые в обществе, учатся уважать старших и их авторитет. Макаренко писал: «У каждого старшего ученика обязательно был так называемый «корешок»…Каждый имел своего корешка в другом классе, в другом цехе, в другом отряде. Тем не менее, они всегда были вместе. Это неразлучная пара, это младший и старший брат, причем старший брат крепко держит в руках младшего. Если младший набедокурил, если он стоит перед общим собранием, то обязательно раздается голос:

-А чей он корешок?

-Володи Козыря.

-Пусть Володя Козырь даст объяснение.

И Володя Козырь- комсомолец, ученик десятого класса, семнадцатилетний парень, - вставал и говорил:

-Прозевал, я его исправлю, не наказывайте».

И если начиная работу в колонии Макаренко сначала считал, что его задача - «вправить души» у правонарушителей, сделать их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на характеры» , то постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе и к детям. Он уже не интересуется вопросами исправления, его перестают интересовать и так называемые «правонарушители». Макаренко убеждается, что эти дети просто попали в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой концентрированное детское горе маленького человека, не привыкшего рассчитывать ни на какое сожаление. Макаренко понимал, что он не вправе ограничиваться сочувствием и жалостью к ним. Он понимал, что ему необходимо быть твердым, требовательным и в чем-то даже суровым.

Страницы: 1 2 3


Этапы проведения контент-анализа
На первом этапе проведения контент-анализа анкет была определена совокупность изучаемых источников. В качестве сообщений выступили анкеты с ответами студентов, полученные в ходе опроса 25 января 2007 года. Была сформирована выборочная совокупность сообщений, которая составила 87 анкет. На втором этапе были выявлены единицы анализа. Мож ...

Темперамент и личность.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности. Хотя темпераме ...

Проявления характера в поведении и деятельности человека.
Характер — прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность. Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характе ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]