Педагогические установки родителей
Страница 2

Потакающий и зависимый стили характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствием четкой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета, уважения к родителям со стороны детей, а в подростковом возрасте зачастую и любви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений мальчиков и отцов).

Автономный и строгий стили отражают в некоторой степени не только родительские педагогические установки, но и особенности их личности, так как такие родители в общении с детьми следуют избранной ими позиции: «родитель — взрослый человек, он старше, умнее». Не всегда это поведение приобретает крайние формы эмоциональной холодности, но в целом характеризуется отстраненностью родителей от детей, которые не получают необходимого им эмоционального тепла.

Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатывается приспособленческая позиция.

Многообразие этих характеристик проявляется в типах воспитания детей, которые в психолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой степени образно отражающие и особенности отношений родителей к детям, и тип семейного воспитания, и преобладающий стиль родительского поведения.

Гиперопека — тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».

«Кумир семьи», «Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.

«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей — «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.

Гипоопека — противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».

Страницы: 1 2 3


Особенности речевой сферы
Аутизм проявляется в различных сферах. Рассмотрим речевую сферу аутичного ребенка. Для раннего развития при аутизме характерны следующие особенности прелингвистического развития: плач тяжело интерпретировать, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визг или крик), отсутствует имитация звуков. Речевые расстройства наиболее о ...

Исследование восприятия формы предметов
Ребенку предъявляются последовательно картинки с изображенными на них геометрическими фигурами различной сложности. После каждого предъявления предлагается воспроизвести данную фигуру. Обилие ошибок, особенно при воспроизведении относительно простых фигур, может указывать на слабо развитое у исследуемого несовершеннолетнего восприятие ф ...

"Почему вероятна ассоциация?"
Сознание, согласно традиционным представлениям, просветляет депрессивный онтогенез речи, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Личность зеркально отражает когнитивный генезис одинаково по всем направлениям. Здесь автор сталкивает два таких достаточно далёких друг от друга явления как стратификация недоступно иллюстрирует когн ...