Педагогические установки родителей
Страница 1

Понятие педагогической установки родителей означает выбор ими определенного подхода к воздействию на детей с целью их воспитания, готовность действовать, общаться, проявлять чувства именно определенным способом.

В это понятие включаются

– ценности и идеалы, которые родители исповедуют в воспитании,

– отношение родителей к детям,

– выбор средств и способов воздействия на ребенка.

Исходя из собственных педагогических установок, сложившихся в процессе

– личного развития,

– общения со своими родителями,

– общественного воздействия

– и других факторов.

Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.

Выделяют следующие стили:

· эголитарный стиль воспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;

· демократичный стиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;

· в семье с разрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию в принятии решения;

· авторитарный — характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенка вырабатывается привычка беспрекословного подчинения;

· автократичный — когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, которая его касается;

· попустительский стиль, где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;

· игнорирующий стиль, где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.

Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которую характеризуют типы родительского отношения:

– сотрудничество (баланс любви, уважения, требовательности);

– опека (освобождение ребенка от проблем, трудностей и требований);

– невмешательство (предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);

– диктат (жесткое введение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).

В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие — отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка.

Некоторые ученые выделяют несколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетание требовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку.

В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения, само название которых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.

Безусловно, в реальной жизни, в многообразии ситуаций взрослые осуществляют несколько вариантов родительского поведения, однако довольно часто некоторые стили бывают типичными в поведении родителей.

Для психологического комфорта наиболее приемлемыми являются содействующий, сочувствующий, компромиссный и объяснительный стили, так как при взаимодействии с ребенком такие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детям принимать решения, отстаивать собственные позиции.

Страницы: 1 2 3


Основные подходы к проблеме изменений социальных представлений русских и калмыков. Социальные представления в социально-психологических исследованиях
Система ценностей занимает важное место в структуре как социологического, так и психологического знания. В социологии, в частности, предлагается понимать ценности как «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. В других работах высказан ряд идей, непосредственно относящихся и к системе социально-псих ...

Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной школы. Процедура эмпирического исследования
В эксперименте приняли участие педагоги средних общеобразовательных школ гг. Коряжмы, Котласа Архангельской области в количестве 286 человек и 50 студентов Коряжемского филиала Поморского государственного университета им М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, и проходило с 2 ...

Описание психодиагностической процедуры
Каждому участнику исследования были предложены методики: 1. Лири – опросник личностный (приложение 2). 2. Индивидуально – типологический опросник (приложение 1). Инструкция 1: "Уважаемые педагоги, вам предложено пройти тестирование. Для нас очень важно ваше мнение. Перед вами две методики. Прошу обратить внимание на лист, где пр ...