Задачи дальнейшего исследования
Учитывая эти данные, можно сделать процесс самореализации студентов факультета ГиМУ эффективнее путём прогнозирования и предупреждения появление определённых, в первую очередь внутренних, трудностей. Этого можно добиться с помощью бесед со специалистами, проведения тренингов по развитию навыков эффективного общения, планирования собственного времени, постановки достижимых целей.
Не менее действенной мне кажется и оказание помощи и содействия в активном развитии творческих способностей.
Раскрытие сущностных сил человека и их оптимальное использование во благо общества, столкнувшегося на пороге 3-го тысячелетия с множеством противоречивых и трудноразрешимых проблем, служат одним из оснований эффективного преодоления этих острых проблем.
Высокий нравственный смысл состоит в том, что каждый член общества своим творчеством может внести лепту в развитие социального бытия. Сделать человека способным к творчеству призвана гуманистическая психология и педагогика, которые далеки пока от исчерпывающего решения этой важнейшей теоретической и практической задачи, хотя в этом направлении сделаны конструктивные шаги (в частности, концепции сознания и личности К.А. Абульхановой, одаренности и креативности Д.Б. Богоявленской, гуманизации и индивидуализации образования М.Н. Берулавы, культурных и психологических функций творческого мышления Е.Б. Старовойтенко, способностей и внутренней жизни человека В.Д. Шадрикова и др.).
С точки зрения рефлексивной психологии и педагогики (И.Н. Семенов, 1978, 1990) сложная организованность творческого мышления проявляется в его дифференциации на различные функциональные уровни: 1) коммуникативно-кооперативный; 2) личностно-рефлексивный; 3) интеллектуально-рефлексивный; 4) предметно-содержательный; 5) операционально-содержательный. В своей совокупности эти уровни образуют систему структурных компонентов организации творческого мышления. При этом рефлексия, как системообразующий фактор творческого мышления, обеспечивает не только его смысловую организацию и саморегуляцию, но и самореализацию и саморазвитие личности в конкретных условиях разрешения проблемы, конфликтной ситуации поиска ответа на вопрос задачи. Экспериментально установлено, что, во-первых, рефлексия доминирует в структуре мышления, обеспечивая его самоорганизацию (И.Н. Семенов, 1978), и, во-вторых, рефлексия интенсифицируется перед инсайтом, обеспечивая продуктивность творческого мышления (И.Н. Семенов, В.К. Зарецкий, 1978).
Рефлексивно-психологическое изучение закономерностей творчества является плодотворным для развития творческих возможностей студентов – а, как следствие, и личностного роста их и самореализации.
Современные представления о предмете социальной психологии
В конце 50-х – начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.
Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую с ...
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.
Осознание своих со ...
Психологическая оценка.
Некоторые концепции измерений
Можно определить психологическую оценку как процесс систематизированного объективного эмпирического сбора информации об интеллектуальных функциях, поведения или личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.
В.М. Блейхером и Л.Ф. Бурлачуком (1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов ис ...