Рефлексия как ключевое звено в определении ценностей самореализации

Психологические материалы » Рефлексивные особенности самореализации. Жизненные цели » Рефлексия как ключевое звено в определении ценностей самореализации

Ключевым звеном в определении ценностей самоопределения и самореализации личности выступает способность к рефлексии.

Рефлексия – это форма активного переосмысления человеком тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения; это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Процесс самоопределения опосредуется функционированием различных видов рефлексии (интеллектуальной, личностной, коммуникативной и кооперативной):

Так, процесс снятия неопределенности ситуации обеспечивается интеллектуальной рефлексией, которая связана с распредмечиванием наличного предметного содержания.

Выбор элементов ситуации и оперирование ими обеспечивается личностной рефлексией, связанной с замыканием «Я» на категоризируемые личностью параметры и их размыканием благодаря ценностным ориентациям, потребностям, эмоциям, чувствам, переживаниям и другим смысловым образованиям.

Проблематизация осуществляется в попытках понимания противоречий и неопределенностей, мешающих самоактуализации, и которые можно преодолеть, составив набросок, эскиз дальнейших поисков. Находясь в определенной позиции, субъект может осознать только те фрагменты ситуации, которые ему доступны из этой позиции.

Поэтому рефлексирование развивается путем вовлечения все большего числа различных параметров и привлечения коммуникативной рефлексии, наряду с интеллектуальной и личностной. Коммуникативная рефлексия обеспечивает актуализацию и генерацию смыслов через коммуникацию с партнерами и диалогом с культурой в целом.

Существует понятие рефлексивной компетентности – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, движению ее максимальной эффективности и результативности.

В последние годы проблема рефлексии в отечественной психологии разрабатывается именно в направлении практического приложения психологических исследований. На этой основе появляются значительно большие возможности использования раскрываемых психологических закономерностей рефлексивной организации мышления для решения практических задач его развития и создания оптимальных условий для культивирования творческой личности в условиях постановки и решения проблемных ситуаций.


Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Большинство, как отечественных, так и зарубежных, исследователей проблемы смысла отмечают тот факт, ч ...

Практика применения формулы, описывающей чувство любви
В настоящий момент, методика определения критических точек во взаимоотношениях партнеров, основанная на данной формуле, используется в практической деятельности специалистами Беларуси, Украины, Германии. Практика показала, что специалисты, использующие данную методику анализа чувства, практически всегда делают сопоставимые выводы в отли ...

Анализ и интерпретация результатов.
В качестве объектов выступили 17 подростков - ученики 9«А» класса МОУ СОШ №3 города Мирный Архангельской области, в возрасте 14 лет; пол: 9 мальчиков – 53%, 8 девочек – 47%; 92% - из полных семей; материальное положение – среднее; все дети обеспечены отдельной комнатой; у 69% есть братья/сестры, из них у 16% не проживают совместно. Особ ...