Нервная анорексия
Страница 1

Нервные дети » Нервная анорексия

Утрата аппетита, часто развивается в результате какой-нибудь шутки или же вроде бы безобидного подтрунивания над чрезмерной упитанностью ребенка. Зафиксировавшись после этого на своей комплекции, ребенок решает во что бы то ни стало похудеть и с этого момента упорно отказывается от пищи. Желание есть поначалу подавляется усилием воли. А спустя месяц-другой чувство голода уже и не возникает. Теперь, если ребенок даже и попытается принять пищу в несколько большем объеме, чем сурово ограниченный им самим же рацион, у него появляются тошнота, ощущение переполнения желудка. Это заболевание может длиться продолжительное время и нелегко поддается лечению.

Предостерегаем родителей и воспитателей от необдуманных замечаний и реплик, указывающих на то, что ребенок излишне упитан, полноват и т.п. Взрослый человек, услышав в свой адрес такую реплику, возможно, погорюет – и не больше. Ведь у взрослого уже прочно сформированы механизмы противостояния, он вдобавок наделен способностью рассуждать. Дети же в своих действиях чаще всего исходят из той или иной эмоции, порыва, желания. Их труднее остановить, заставить критически оценить сложившуюся ситуацию, поскольку сфера мышления у ребенка только еще начинает развиваться.

Если нервная анорексия – заболевание довольно редкое, то элементарное снижение аппетита встречается у 15–20% учащихся начальных классов. Причину надо искать в отступлениях от правильного режима, рационального чередования занятий и отдыха, в недостаточном пребывании ребенка на свежем воздухе.

Прием пищи – жизненно важная процедура, но ни в коем случае не должно быть назойливого навязывания ее ребенку. Впрочем, есть и другая крайность – полное пренебрежение к пище в семьях, живущих напряженной духовной жизнью, где не едят, а «заправляются», «перекусывают» на ходу или не отрываясь от интересной статьи в научном журнале. Эта ситуация также чревата потерей аппетита у детей.

Реактивные состояния в детском возрасте могут наблюдаться вследствие трудностей адаптации к режиму школы, несправедливости учителя (мнимой или действительной), ссоры с товарищами. Развитие реактивного состояния в некоторых случаях отмечается у малышей, перенесших тяжело протекавшую инфекцию или травму головы и вернувшихся в школу с еще не вполне восстановленным здоровьем. В поведении ребенка на первый план выступают крайне болезненная реакция на шум, беспричинная обидчивость, склонность к слезам. Дети отдаляются от общества сверстников, стремятся к уединению, тишине, покою. Если ребенок встречает непонимание со стороны взрослых, и особенно учителя, это еще больше углубляет конфликт. В таких случаях ребенок может даже совершить побег из школы, спрятаться где-нибудь на чердаке или в подъезде. Обычно наряду с патологическим влечением к побегам наблюдается и склонность ко лжи.

Нервные тики проявляются в моргании, покашливании, подергивании головой, плечами, рукой. Иногда тики «вырастают» из привычки, носящей защитный характер. Ребенок моргает при попадании в глаз соринки или при неудобной, стягивающей лоб над бровями шапке; он неловко поводит шеей, стиснутой тесным воротником; постоянно откидывает голову назад, ибо в глаза падают волосы неухоженной прически. Если же нервная система ребенка по тем или иным причинам ослаблена, привычные вынужденные движения могут перерасти в нервный тик. Развитию нервных тиков может способствовать ограничение подвижных детей в их естественной двигательной активности. Разумеется, нужно стремиться приучить ребенка в определенные моменты вести себя спокойно и даже смирно. Но вместе с тем нельзя ежеминутно одергивать его окриками: «Не бегай, упадешь!», «Слезь с качелей!», «Не вертись!», «Не двигай стулья!»

Заикание – одна из разновидностей невротических нарушений у детей. Степень выраженности во многом зависит от ситуации речевого общения: чем она сложнее и ответственнее, тем труднее ребенку вступать в контакт. Имеют значение и характерологические черты: неуверенность в себе, впечатлительность, мнительность, робость, чрезмерная ранимость. Эти качества являются как бы фоном, на котором развивается невроз. Основная же вина за возникновение у ребенка трудностей речевого контакта лежит на родителях: не задумываясь о последствиях, они закладывают в его сознание мысль о существовании ситуаций, якобы несущих угрозу здоровью и жизни. Например, «угрожающими» объектами становятся некоторые животные, особенно собаки, явления природы.

У ребенка со здоровой психикой к вечеру развивается естественное утомление, появляется желание спать. Уложенный в постель, он мгновенно погружается в сон. Совсем иное дело ребенок-невротик. Несмотря на все усилия, он не может заснуть, ворочается с боку на бок, ищет любой повод привлечь к себе внимание взрослых, просит их посидеть рядом с ним и т.п. Это беспокойство объясняется перенасыщенностью впечатлениями дня, которые обусловливают развитие в коре головного мозга застойных очагов возбуждения.

В нарушении «процесса» засыпания иногда виновны и сами родители, читающие ребенку перед сном рассказы, которые могут вызвать повышенную эмоциональную реакцию, разрешающие смотреть вечерние телепередачи, предназначенные для взрослых, или участвовать в шумных играх.

Страницы: 1 2 3


Тактические приёмы, эффективные при отказе
В современной практической психологии есть отдельная область знаний — конфликтология, занимающаяся спорными моментами во взаимоотношениях между людьми. Специалисты этой области много лет назад разработали достаточно простые правила, следуя которым можно сделать ситуацию отказа менее стрессовой для обеих сторон: 1. Отказывая, необходимо ...

Методические рекомендации по профилактике алкоголизации и курения родителям
И алкоголизм, и курение – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей – медицинской и социальной, и в первую очередь, семейной. Просвещение в алкогольных вопросах средствами устной пропаганды, печати, радио и телевидения. Кажется, не ...

Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Большинство, как отечественных, так и зарубежных, исследователей проблемы смысла отмечают тот факт, ч ...