Нервная анорексия
Страница 1

Нервные дети » Нервная анорексия

Утрата аппетита, часто развивается в результате какой-нибудь шутки или же вроде бы безобидного подтрунивания над чрезмерной упитанностью ребенка. Зафиксировавшись после этого на своей комплекции, ребенок решает во что бы то ни стало похудеть и с этого момента упорно отказывается от пищи. Желание есть поначалу подавляется усилием воли. А спустя месяц-другой чувство голода уже и не возникает. Теперь, если ребенок даже и попытается принять пищу в несколько большем объеме, чем сурово ограниченный им самим же рацион, у него появляются тошнота, ощущение переполнения желудка. Это заболевание может длиться продолжительное время и нелегко поддается лечению.

Предостерегаем родителей и воспитателей от необдуманных замечаний и реплик, указывающих на то, что ребенок излишне упитан, полноват и т.п. Взрослый человек, услышав в свой адрес такую реплику, возможно, погорюет – и не больше. Ведь у взрослого уже прочно сформированы механизмы противостояния, он вдобавок наделен способностью рассуждать. Дети же в своих действиях чаще всего исходят из той или иной эмоции, порыва, желания. Их труднее остановить, заставить критически оценить сложившуюся ситуацию, поскольку сфера мышления у ребенка только еще начинает развиваться.

Если нервная анорексия – заболевание довольно редкое, то элементарное снижение аппетита встречается у 15–20% учащихся начальных классов. Причину надо искать в отступлениях от правильного режима, рационального чередования занятий и отдыха, в недостаточном пребывании ребенка на свежем воздухе.

Прием пищи – жизненно важная процедура, но ни в коем случае не должно быть назойливого навязывания ее ребенку. Впрочем, есть и другая крайность – полное пренебрежение к пище в семьях, живущих напряженной духовной жизнью, где не едят, а «заправляются», «перекусывают» на ходу или не отрываясь от интересной статьи в научном журнале. Эта ситуация также чревата потерей аппетита у детей.

Реактивные состояния в детском возрасте могут наблюдаться вследствие трудностей адаптации к режиму школы, несправедливости учителя (мнимой или действительной), ссоры с товарищами. Развитие реактивного состояния в некоторых случаях отмечается у малышей, перенесших тяжело протекавшую инфекцию или травму головы и вернувшихся в школу с еще не вполне восстановленным здоровьем. В поведении ребенка на первый план выступают крайне болезненная реакция на шум, беспричинная обидчивость, склонность к слезам. Дети отдаляются от общества сверстников, стремятся к уединению, тишине, покою. Если ребенок встречает непонимание со стороны взрослых, и особенно учителя, это еще больше углубляет конфликт. В таких случаях ребенок может даже совершить побег из школы, спрятаться где-нибудь на чердаке или в подъезде. Обычно наряду с патологическим влечением к побегам наблюдается и склонность ко лжи.

Нервные тики проявляются в моргании, покашливании, подергивании головой, плечами, рукой. Иногда тики «вырастают» из привычки, носящей защитный характер. Ребенок моргает при попадании в глаз соринки или при неудобной, стягивающей лоб над бровями шапке; он неловко поводит шеей, стиснутой тесным воротником; постоянно откидывает голову назад, ибо в глаза падают волосы неухоженной прически. Если же нервная система ребенка по тем или иным причинам ослаблена, привычные вынужденные движения могут перерасти в нервный тик. Развитию нервных тиков может способствовать ограничение подвижных детей в их естественной двигательной активности. Разумеется, нужно стремиться приучить ребенка в определенные моменты вести себя спокойно и даже смирно. Но вместе с тем нельзя ежеминутно одергивать его окриками: «Не бегай, упадешь!», «Слезь с качелей!», «Не вертись!», «Не двигай стулья!»

Заикание – одна из разновидностей невротических нарушений у детей. Степень выраженности во многом зависит от ситуации речевого общения: чем она сложнее и ответственнее, тем труднее ребенку вступать в контакт. Имеют значение и характерологические черты: неуверенность в себе, впечатлительность, мнительность, робость, чрезмерная ранимость. Эти качества являются как бы фоном, на котором развивается невроз. Основная же вина за возникновение у ребенка трудностей речевого контакта лежит на родителях: не задумываясь о последствиях, они закладывают в его сознание мысль о существовании ситуаций, якобы несущих угрозу здоровью и жизни. Например, «угрожающими» объектами становятся некоторые животные, особенно собаки, явления природы.

У ребенка со здоровой психикой к вечеру развивается естественное утомление, появляется желание спать. Уложенный в постель, он мгновенно погружается в сон. Совсем иное дело ребенок-невротик. Несмотря на все усилия, он не может заснуть, ворочается с боку на бок, ищет любой повод привлечь к себе внимание взрослых, просит их посидеть рядом с ним и т.п. Это беспокойство объясняется перенасыщенностью впечатлениями дня, которые обусловливают развитие в коре головного мозга застойных очагов возбуждения.

В нарушении «процесса» засыпания иногда виновны и сами родители, читающие ребенку перед сном рассказы, которые могут вызвать повышенную эмоциональную реакцию, разрешающие смотреть вечерние телепередачи, предназначенные для взрослых, или участвовать в шумных играх.

Страницы: 1 2 3


Семья как источник психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...

Толерантные – интолерантные отношения
Понятия «общение» и «толерантность» П.Ф. Комогоров связывает, т.к. наличие двух субъектов – необходимый признак общения. И если принять во внимание то, что толерантность всегда имеет в качестве своего обязательного признака уважение к «другому», стремление к сотрудничеству, содружеству, то есть отношение к нему как к субъекту, можно пре ...

Обсуждение результатов
Показатели самооценки и успешности совпадают (или расположены максимально близко) у 7 испытуемых из 15 (около 46,7% респондентов). Этот факт может свидетельствовать о том, что мнение подростков о себе совпадает с тем, что они в действительности собой представляют. Они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критич ...